Top.Mail.Ru
18+

Авторитетный зоолог Генрих Собаньский о проблемах Алтайского заповедника и второго после Байкала пресного водоема России - Телецкого озера.

Статью с изложением мнения авторитетного зоолога Генриха Собаньского "ЗАПОВЕДНИК И ОЗЕРО - ИХ ПРОБЛЕМЫ НЕРАЗРЫВНЫ" опубликовала "Алтайская правда". В ней содержатся как интересные оценки того, что происходит на Телецком озере и в Алтайском заповеднике, так и взгляд известного ученого, являющегося своего рода моральным авторитетом в своей области, на те конфликты, которые последнее время регулярно возникают вокруг проблем охраны природы в этом регионе.

Генрих СОБАНСКИЙ родился в 1927 году в городе Соликамске Пермской области. Детство прошло в Челябинской области, в деревне. Уже в 8-м классе школы он работал в геологической поисковой партии. Осенью 1944 года Генриха Собанского призвали в армию, восемь лет служил в авиации. Параллельно заочно учился в пушномеховом институте. С 1953 года работал в охотуправлении в Красноярском крае, через пять лет перевелся научным сотрудником-зоологом в Башкирский заповедник. Еще через несколько лет перебрался в Горный Алтай, работал старшим охотоведом в опытном леспромхозе. С середины 60-х до середины 90-х годов прошлого века руководил стационаром Биологического института Сибирского отделения Академии наук.

Авторитетный зоолог Генрих Собаньский о проблемах Алтайского
заповедника и второго после Байкала пресного водоема России -
Телецкого озера.



Свыше 40 лет изучает животный мир, в первую очередь - крупных млекопитающих Горного Алтая. За эти годы Генрих Собанский опубликовал более ста научных статей, в том числе четыре книги о зверях Алтая, защитил диссертацию, стал кандидатом биологических наук. Живет в поселке Иогач Турочакского района Республики Алтай, на берегу Телецкого озера.

Около 80 процентов всех заболеваний людей, по сведениям Всемирной организации здравоохранения ООН, связаны с употреблением некачественной, загрязненной воды. На этом фоне величайшую ценность представляет Телецкое озеро,в котором около 40 миллиардов кубометров - по 6-7 тонн на каждого жителя земли (!) - пока еще довольно чистой, богатой кислородом воды. Этот водоем находится в благодатном уголке Горного Алтая. Из озера берет начало Бия, которая, сливаясь с Катунью, рождает великую сибирскую реку Обь. По инициативе российских ученых, отчетливо осознававших огромную ценность уникального водоема, еще в 30-е годы прошлого века на его берегахбыл учрежден Алтайский государственный природный заповедник (АГПЗ), к которому отошла лучшая и большая половина акватории озера.Основной задачей заповедника было и есть в настоящее время сохранение в чистоте и первозданности Телецкого озера и окружающих его прекрасныхгорно-таежных ландшафтов. К сожалению, бурные перипетии XX века не минули и АГПЗ. Судьба его складывалась по истине драматично. Две ликвидации с утратой почти всего накопленного научного материала и два восстановления. Последнее - в 1967 году.

"ОТДАЙТЕ НАМ ЭТИ УГОДЬЯ!"

Легкой и прямой дороги в сохранении надлежащего заповедного режима на закрепленной территории и акватории у АГПЗ не получилось. Дальнейшее его существование почти все время было окружено проблемами. Вскоре после восстановления начались "наезды" местной и региональной администраций, по настоянию которых от заповедника в несколько приемов были "отщипнуты" тысячи гектаров ценных угодий в: пользу соседних животноводческих хозяйств. Следом в различных местных СМИ более-менее регулярно стали раздаваться призывы вообще к ликвидации АГПЗ. Были тут голоса не только простых, может быть, недостаточно образованных людей, но голоса и довольно высокопоставленных чиновников и вроде бы образованных журналистов: "Зачем эти заповедники?", "Отдайте нам эти угодья - негде пасти скот, нет леса для строительства", "На благо ли народу заповедники Республики Алтай?", "От заповедников, которые стали питомниками для размножения волков, республика ежегодно несет ущерб до 20 миллионов рублей из-за потери домашних и диких животных" и так далее.

Кроме этих, как бы внешних, у заповедника было немало и других, внутренних проблем. Не везло с директорами, которые часто менялись. О некоторых складывалось впечатление, что они просто не понимают, для чего существуют заповедники, что такое заповедный режим. Они не только смотрели сквозь пальцы на его нарушения, но нередко и сами серьезно его нарушали. Жители поселка Яйлю - центральной усадьбы, в том числе и не сотрудники заповедника, постепенно "отвоевывали" для себя все больше и больше прав на использование заповедных угодий в личных целях. Дошло до того, что Камгинский залив, который при восстановлении заповедника был объявлен "зоной полного покоя", нашпиговали сетями жителей Яйлю. Там же процветал еще один вид браконьерства - лучение рыбы жителями поселка (ночью, с фарой). Очевидцы рассказывали, что Камгинский залив сиял огнями, как город. Собаки жителей, содержавшиеся без привязи, рвали маралов, выходивших на скользкий лед озера, на котором эти животные беспомощны. К тому же в 1999 году сгорело деревянное двухэтажное, постройки начала 30-х годов, здание конторы заповедника. В огне погибли масса документов, библиотека.

Вот это разностороннее давление на руководителей АГПЗ в течение полутора-двух последних десятилетий привели к "размыву" заповедного режима, что особенно бросалось в глаза именно на озере.

РАЗГУЛ...

Несколько примеров. В середине 90-х годов в южной части озера, в водоохранной зоне, вполне незаконно возникла солидная турбаза. Надо думать, не без ведома тогдашнего руководства АГПЗ. Заповедный берег озера, в районе водопада Корбу, активно посещаемого туристами, тоже не без участия дирекции был превращен в поистине злачное место. Десятки жителей Яйлю торговали там шашлыками, пирожками, сувенирами, для чего у воды были построены киоски, павильоны, а администрация заповедника организовала торговлю водкой и другими спиртными напитками. Видимо, в порядке экологического просвещения туристов. В разгар летнего дня у берега скапливались десятки катеров и моторных лодок, на берегу толпились сотни людей, среди которых было немало пьяных.

В Яйлю, по инициативе одного из руководителей заповедника, возник яхтклуб с участием в основном чужих людей. Этот же человек стал возить в АГПЗ то "трудных" подростков, то больных детей - якобы на реабилитацию. Причем вопреки протестам местных жителей. Но разве в задачи заповедника входит лечение больных детей или перевоспитание "трудных" подростков? Там нет ни врачей, ни воспитателей, ни психиатров.

В начале текущего столетия к проблемам заповедника добавилась еще одна - в Яйлю была наконец проложена автомобильная дорога. Хотя дорога, конечно, очень нужна жителям поселка, однако построили ее без необходимых согласований, отвода земли и так далее, то есть по существу незаконно. Теперь на центральную усадьбу заповедника повалил путешествующий народ. Машины есть у многих, хорошая дорога выходит на берег озера, места тут красивые, почему же не съездить?

В южной части озера, вплотную к границе заповедника, возникли еще три турбазы. Туристов оттуда возили отдыхать, на несколько дней, на заповедные кордоны; наблюдатели, другие сотрудники водили их по территории АГПЗ, в том числе на рыбалку.

Но и такого настоящего разгула туризма в заповедной части озера руководителям заповедника показалось мало. Было разрешено строительство турбазы рядом с центральной усадьбой, на яйлинской террасе. Когда строительство, видимо, из-за протестов части жителей Яйлю не состоялось, в массы сверху была вброшена еще более опасная для озера идея - выделить яйлинскую террасу из заповедника. Естественно, эти привлекательные по природным условиям места тут же были бы застроены турбазами и коттеджами богатых людей, высокопоставленных чиновников, с соответствующей, отнюдь не полезной для озера, "санитарией", новыми десятками катеров, мотолодок. Должен сказать, что эта соблазнительная для местного чиновничества идея (кое-кого из них очень привлекает возможность дележа земли на террасе, с адекватной пользой для себя) все еще витает в воздухе...

В итоге всех этих процессов АГПЗ в начале XXI века по существу перестал быть заповедником, превратился в проходной двор и с помощью "своих" туристов и жителей поселка Яйлю стал одним из активных загрязнителей Телецкого озера. Параллельно с таким вот бурным освоением заповедной части акватории озера туризмом не менее бурно осваивалась и не заповедная его половина. Законно и незаконно всюду, где только можно, а на скалистых берегах не так уж много мест, пригодных для строительства, создавались примитивные турбазы, какие-то убогие приюты. Владельцы этих объектов тут же обзаводились катерами, лодками с мощными и сверхмощными моторами. Ныне на озере их не одна сотня. Сколько горючего, фекалий из гальюнов и подсланевых вод попадает теперь в воду уникального водоема, подсчитать почти невозможно. Во всяком случае пить воду из озера, что мы без опасений делали всего 10 - 15 лет назад, больше не хочется...

В сибирских СМИ стали появляться публикации под тревожными заголовками типа "Телецкое озеро гибнет". Конечно, состояние уникального водоема до этого, кажется, еще не дошло, но в том, что дело идет к тому, сомнений нет.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

В последние полтора-два года положение в АГПЗ как будто пошло на поправку. Новый директор - Вячеслав Тригубович начал восстанавливать заповедный режим. По суду удалось добиться ликвидации незаконно существовавшей турбазы в южной части озера, сократились масштабы браконьерства на озере, ограничен поток людей, прибывавших в Яйлю, привязаны поселковые собаки, начата борьба с незаконной застройкой у водопада Корбу и на центральной усадьбе. Естественно, все это вызвало взрыв негодования у людей, привыкших считать заповедник своей вотчиной. В местных СМИ пошли десятки публикаций против нового директора, жалобы в различные инстанции, смысл которых, в конечном счете, сводится к одному требованию: "Уберите Тригубовича, не дает людям жить!"

Несмотря на такой оголтелый накат на директора, поддерживаемый частью местного чиновничества и отдельными депутатами республиканского Госсобрания, он пока, опираясь на поддержку группы научных и других сотрудников, искренне болеющих за интересы заповедного дела, сохраняет должность, продолжая деятельность на пользу АГПЗ, а вместе с ним и Телецкого озера. Но чем кончится это затянувшееся противостояние, пойдет ли окончательное решение конфликта на пользу заповеднику и озеру, пока не ясно. Будем надеяться на лучшее.

Но необходимо найти еще решение того, каким путем, как навести порядок в незаповедной части озера. Вспомним, что Телецкое озеро включено в список Всемирного природного наследия, находящегося под эгидой ЮНЕСКО.

Наверное, читателям полезно будет узнать, что, по сообщению информационного сайта Titoff. ru,Международная организация ЮНЕСКО собирается изучить положение дел на Телецком озере и поднять вопрос об исключении его из списка всемирных природных памятников.

Как говорится, дожили! Сколько было призывов, выступлений известных ученых, писателей, путешественников сохранить Телецкое озеро в его первозданности, нетронутости, чистоте! Кто их услышал? Меркантильные интересы заслонили многим нашим соотечественникам все на свете... Во главе всего - поклонение Мамоне... Уникальный, ценнейший водоем активно загрязняется, береговая водоохранная зона застраивается, запасы рыбы истощены, на озере и в окрестной тайге процветает браконьерство.

ИДЕЯ, КОТОРОЙ 40 ЛЕТ

В последнее время появилась надежда, что в заповеднике, может быть, если не "съедят" Тригубовича, ситуация улучшится. Для того чтобы сохранить другую, не заповедную половину озера, необходимо на левом, западном его берегу учредить, наконец, настоящий Национальный парк. По типу американских или европейских, со всей необходимой инфраструктурой для приема, обслуживания большого числа туристов. В парк, кроме западной половины акватории озера, должна быть включена достаточно большая территория горно-таежных угодий общей площадью около 400 тысяч гектаров. Это красивейшие горные, до 2,7 тысячи метров над уровнем моря, ландшафты, десятки высокогорных озер, лучшие в России массивы кедровых лесов. Кедровники до сих пор активно вырубаются, дикие звери истребляются.

Создание парка, а предложения об этом звучат уже почти 40 лет, позволит решить целый букет природоохранных проблем. Можно будет совместно с заповедником навести на озере порядок, уменьшить туристическую нагрузку на него. Ведь в этом случае у акватории водоема, как и у всех его берегов, будут ответственные хозяева, с которых всегда можно спросить.

В Прителецкой тайге будет прекращена наконец вырубка кедровников (сколько об этом сказано и написано! Сколько раз запрещали рубку кедра!), а имеющуюся производственную базу можно будет переключить на глубокую переработку малоценных лиственных пород - березы и осины, запасы которых пока практически никак не используются. Все возможности для этого есть. Будет возможность покончить наконец и с процветающим на озере и в прилегающей тайге браконьерством.

Кроме того, количество приезжающих в эти места на отдых людей, без ущерба для природы, может быть увеличено в несколько раз.

Кажется, все так очевидно, так необходимо, особенно на фоне желания Республики Алтай получить в Федерации статус рекреационно-туристического региона. Но найдутся ли у наших соотечественников, уполномоченных решать подобные вопросы, желание и возможности сделать что-нибудь для сохранения, сбережения всенародной нашей собственности - уникального, бесценного Телецкого озера? А заодно и окружающей его прекрасной природы как в Алтайском государственном природном заповеднике, так и на не заповедных берегах?

Телецкое озеро - уникальный резервуар пресной воды. Оно расположено в Северо-Восточном Алтае. Котловина водоема лежит на абсолютной высоте 436 метров. Площадь - 223 квадратных километра. Средняя ширина - 2,9 километра, максимальная - 5,2, длина - 78,9 километра. Телецкое озеро - одно из глубочайших в России, его наибольшая глубина - 325 метров. В озеро впадает до 70 рек, вытекает река Бия. На берегу водоема расположены поселки Артыбаш, Иогач и Яйлю, центр Алтайского заповедника.

Телецкое озеро является крупнейшим после Байкала хранилищем пресной воды в Сибири. С учетом того, как президент страны в апреле этого года поступил в отношении Байкала в связи со строительством нефтепровода, надо подходить и к сбережению Телецкого озера. Ведь, по мнению видных ученых, XXI век станет веком пресной воды. Уже сейчас многие страны испытывают серьезный дефицит этого ценнейшего продукта. Вскоре она будет цениться больше нефти. Но нефтепродуктам рано или поздно будет найдена замена, а вот пресную воду на земле заменить нечем.

В этом свете тревога, высказанная Генрихом Собанским, приобретает особое значение. Бездумный подход к использованию богатств Телецкого озера уже нанес существенный ущерб этой экосистеме. Важно не допустить необратимых негативных процессов на уникальном объекте. И это задача не только жителей и чиновников Горного Алтая, которые почему-то не очень обеспокоены судьбой Телецкого озера. Это задача всех людей Сибири, России, планеты.

"Алтайская правда", 19.05.2006
Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 1
info

19.05.2006 07:24

Редакция! вы бы его для простоты назвали Собакиным.Он у вас то Собанский, то СобанЬский.
Календарь
/ /
26.03.2025