Top.Mail.Ru
18+

Псевдоним алтайского святого Макария Невского происходит от деревенского уличного прозвища его отца.

Об этом свидетельствуют разыскания журналиста газеты "Алтайская правда" Анатолия Муравлева в историко-краеведческом музее Верх-Ануйской школы Быстроистокского района. Там журналист обнаружил документы родственников святителя Макария Невского.

Псевдоним алтайского святого Макария
Невского происходит от деревенского уличного прозвища его
отца.



Возникновение Верх-Ануйского связано с формированием Колывано-Кузнецкой оборонительной линии, призванной защищать алтайские сереброплавильные заводы от нашествия джунгаров. Однако этот населенный пункт стал не крепостью, не форпостом или казачьей станицей, а обычной деревней. А вот ближайшие поселения были военизированными - Бийская и Ануйская крепости, Терская и Антоньевская станицы, Ново-Смоленский редут...

На Колывано-Воскресенской линии, как известно, было шесть крепостей и 53 других укрепленных российских форпоста. Необходимо было обеспечивать фуражом лошадей и кормить казачье население линии. Имеются сведения, что деревня Верх-Ануйская создана по указу императрицы Екатерины Второй от 9 октября 1762 года. К сожалению, копии этого документа пока в музее нет, однако цитируют как достоврно известное содержание указа: "Селить на эти земли отставных военных".

Так, почти два с половиной века назад, в июле 1766 года, здесь появились первопоселенцы - отставные солдаты Второго Тобольского батальона. Благодаря обнаруженной несколько лет назад в Бийском краеведческом музее имени Бианки рукописи неизвестного автора, любезно переданной в Верх-Ануйское, известны имена новоселов. Это: Ковтуров, Некрасов, Боровицкий, Халдеев, Протопопов, Лучшев, Чебаевский, Новоселов, Трухин.

Татьяна Аркадьевна Шагаева, директор музея, учитель истории и обществознания Верх-Ануйской школы, рассказывает, что и сейчас в селе проживают Боровицкие. Но, к сожалению, они свою генеалогию не знают.

Деревня руководилась Бийской военной комендатурой. Крестьяне вынуждены были жить по военному распорядку. Даже дома первой улицы строились по плану, ровными рядами. Новоселам, после того как они обустроились, выдали "на развод" картофель, семена зерновых культур, плоды мучнистого кандыка.

Государственных крестьян обязывали возить выращенное в казачьи поселения и продавать по "твердым" ценам. Существуют архивные материалы, что предки восставали против таких порядков, поднимались с вилами. В рукописи, переданной из Бийского музея, также упоминается о спорах с пришлыми, чтобы те не ловили рыбу в водах реки Песчаная, до которой простирались угодья верх-ануйских крестьян. С середины XIX века, когда начались вывод казаков и упразднение Колывано-Кузнецкой укрепленной линии, Верх-Ануйское все больше превращалось в обычное село. Впрочем, особенно после царского указа 1865 года о водворении в Алтайский округ государственных крестьян оно стало крупным населенным пунктом. Достаточно сказать, что на рубеже 19 и 20 веков в нем проживали 1367 мужчин и 1370 женщин, плюс почти столько же детей, а через десятилетие - еще на тысячу больше. В самом начале 20 века Верх-Ануйское было выделено из Смоленской волости, и в 1904 году уже значилось волостным.

В селе имелись две церкви. Первая - Николаевская, возведенная еще в 1847 году, была деревянной. В 1885 году на другом берегу Ануя появилась еще одна церковь - Троицкая. Но к началу XX века деревянная Николаевская церковь стала разрушаться, и на ее месте в 1908 году построили новый Николаевский каменный храм в русско-византийском стиле. Он возводился по тому же проекту, как и Казанская церковь в селе Коробейниково, которая существует и поныне в Усть-Пристанском районе. И строила его та же бригада бийских мастеров во главе с Борзенковым.

Пономарем Николаевской церкви был Иван Парвицкий-Невский (старший). Теперь-то достоверно известно, что это - отец будущего митрополита Макария Алтайского, в миру Михаила Парвицкого-Невского. Свою церковную службу он начинал в Европейской России, где во время проживания во Владимирской губернии и в 1835 г. у него и родился сын Михаил, ставший будущим алтайским святителем.

Святитель Макарий Невский в конце прошлого века причислен к лику святых. Окончив Тобольскую духовную семинарию, он, как и его предшественник Макарий Глухарев, исполнял обязанности начальника Алтайской духовной миссии в сане епископа, создал Бийское катехизаторское училище. Затем Макарий стал Томским епископом (в этот период его деятельности с его именем связываются гонения на алтайцев-бурханистов и погром в долине Теренг).

С 20 декабря 1912 года по март 1917 года являлся митрополитом Московским и Коломенским. С этого поста смещен Временным правительством в связи с обвинениями в тесных отношениях с Григорием Распутиным, которые, впрочем, сам Макарий отрицал.

Царь-страстотерпец Николай II называл Макария Невского "светильником русской церкви". А святой праведный Иоанн Кронштадтский советовал приезжавшим сибирякам: "Что вы ко мне едете, ведь у вас свой Макарий, который лучше меня молитвенник".

В последние годы жизни получил почетный пожизненный сан митрополита Алтайского.

В музее Верх-Ануйской школы хранится рукопись жительницы села Лидии Федосеевны Невской, которая является правнучатой племянницей святителя Макария. Вот фрагмент ее воспоминаний: "Дед мой Иван Лаврентьевич Невский-младший окончил духовную семинарию блестяще, был направлен в Горный Алтай. Его приход был в Ойрот-Туре (ныне город Горно-Алтайск). Что-то связывало с Турочаком. Может быть, там жили родственники жены, которую звали Ольга Стефановна. Она окончила женскую гимназию в Санкт-Петербурге, была очень умна, хороша собой, добра, великодушна. Играла на клавесине, разбиралась в медицине. Дед был в тесных дружеских отношениях с верх-ануйским священником Иваном Миловидовым, который пригласил его в село как сподвижника веры православной. Здесь в 1897 году родился мой отец Невский Феодосий Иванович. Матушка его Ольга Стефановна скончалась, когда отцу было 14 лет. Дед более не женился, жил очень скромно. В 1917 году не погиб, а уже в советское время венчал людей в церкви... Феодосий Иванович также окончил духовную семинарию. Его приход был определен где-то в Калужской губернии в тот год, когда в тех местах был страшный голод. Он говорил, что люди ели кожаные ремни. После этого дед Иван Лаврентьевич выхлопотал сыну другой приход - в селе Михайловка Бийского уезда. Там в 1929 году отец был арестован за антисоветскую агитацию. Отсидел три года. Семья его не приняла, он женился на моей матери, Кайгородовой Нениле Нифонтовне. Родилась она в селе Турочак Ойротской области то ли в 1913-м, то ли в 1914 году в семье Кайгородова Нифонта Авдеевича и его супруги урожденной Василевской Анны Афанасьевны. Умер в Бийске в 1944 году. Реабилитирован отец в 1990-е годы.

Недавно найдена надгробная плита захоронения священника Лаврентия Невского в селе Красный Яр Советского района. Он был самым старшим из семи братьев. Младшим из них был известный ныне Макарий. Была ли среди них сестра - не могу сказать, но предположения о ней в родне были.

Отец этих семерых Иван Парвицкий (старший) - выходец из села Шапкино Владимирской губернии, был очень строгих правил, высоких требований к себе и окружающим. Односельчане придумали ему кличку Князь Александр Невский. С годами это уличное прозвище превратилось в псевдоним. Потомки Ивана Парвицкого стали прозываться Невскими".

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 1
Кукушкина

21.06.2007 14:17

Что ж вы, ироды, такую здоровую карту вывалили! Пожалели бы трафик своих читателей!
Календарь
/ /
03.05.2024