18+

Вагон и маленькая тележка: в «Горэлектротрансе» Барнаула раскрыли проблемы белорусских трамваев

Белорусские трамваи

Десять трамваев из Беларуси, которые запустили на линию в прошлом году в Барнауле, оказались проблемными не только в ходе эксплуатации, но и в вопросах технического обслуживания. Как рассказал «Банкфаксу» один из работников МУП «Горэлектротранс» на условиях анонимности, вся десятка «белорусов» никогда не выходила на линию одновременно, а сейчас на ходу якобы лишь один.

В октябре 2022 года власти Алтайского края приобрели для Барнаула десять трамвайных вагонов белорусского производства за 716,4 млн рублей. Поставщиком было ООО «Автотехкомплект», зарегистрированное в Дзержинске Нижегородской области. Это официальный дилер крупнейшего производителя трамваев в Белоруссии - предприятия «Белкоммунмаш» (BKM Holding).

На линию вагоны вышли лишь зимой 2024 года. Тогда оказалось, что эти трамваи плохо подходят для условий и путевой инфраструктуры Барнаула. На работе сказывалось больше число пассажиров, а также размер самих вагонов, который не позволяет им нормально вписываться в некоторые узкие повороты. Кроме того, проблемой оказалась и низкопольность, которая, безусловно, удобна для пассажиров, но чревата для самой техники, особенно в зимнее время. Трамвайные пути от снега чистят редко, поэтому снежный покров может задевать и повреждать тяговые двигатели и редукторы.

По словам одного из работников МУП «Горэлектротранс», эти проблемы до сих пор не удалось решить, поэтому белорусским вагонам «противопоказаны» определенные маршруты, например, те, что проходят через разворотное кольцо на улице Анатолия. Там эти трамваи из-за большого выноса корпуса могут задевать близлежащие строения. В некоторых местах низкопольность вагонов мешает и летом из-за поднявшегося асфальта на пешеходных дорогах, которые «белорусы» бороздят узлами тележек. Пластиковые накладки на них слишком хлипкие.

Более того, почти за полтора года эксплуатации белорусских вагонов вскрылись новые проблемы. При всех их многочисленных и неоспоримых плюсах и комфорте для пассажиров главной загвоздкой остается обслуживание. По словам собеседника, все началось еще до начала их выхода на линию. Выяснилось, что пять вагонов изначально пришли в Барнаул с бракованными моторными балками. Из-за прочих неполадок вся десятка ни разу не вставала на рельсы одновременно. В настоящее время на ходу якобы лишь один.

Трудности возникают и с наличием запчастей, которых по понятным причинам нет в Барнауле. Их приходится заказывать из Белоруссии. К примеру, в апреле 2024 года один из вагонов сошел с рельсов в районе Нового рынка. Из-за того, что у «Горэлектротранса» не было спецтехники, поднимали тем, что было. В итоге переднюю и заднюю пластиковые маски трамвая повредили. За это время замена им еще не приехала. Вероятно, из-за этого в МУП недавно решили закупить специальный эвакуатор для трамваев. На некоторых вагонах нередко выходят из строя приводные редукторы колесных пар и тяговые двигатели. Эти запчасти тоже только под заказ у страны-производителя.

Эвакуация белорусского трамвая на Новом рынке
Эвакуация белорусского трамвая на Новом рынке
Фото: сообщество «В курсе 22»

Со слов сотрудника «Горэлектротранса», больше года назад вместе с белорусскими трамваями прислали инженера для сопровождения. Он настраивал вагоны, ставил их на рельсы, обучал работников предприятия, помогал с ремонтом. Из-за многочисленных неполадок «бедолага» застрял в Барнауле - его до сих пор не отпускают домой. Работники предприятия уже шутят на ним: «Поди уже дети выросли, пока он здесь живет. Главное, чтобы новые не родились. Наверное, он уже все проклял».

Вышеописанные проблемы фактически подтверждают слова министра транспорта Алтайского края Андрея Подоляна. В конце июля он во время встречи с делегацией из Беларуси попенял стране-производителю на возникшие в ходе эксплуатации трамваев сложности. По его словам, проблемы коснулись их сборки, из-за чего вагоны часто ломаются и простаивают в депо. «Факт нахождения на гарантийном ремонте восьми из десяти новых трамваев создает серьезные сложности для перевозчика и, безусловно, несет имиджевые риски для всех сторон», - отмечал глава Минтранса.

В связи с этим в условиях очередной поставки трамваев прописали новые гарантийные обязательства. В них включили дополнительные требования о наличии согласованного склада запчастей с постоянным пополнением, а также установили сроки устранения поломок.

Напомним, что в этом году КГКУ «Алтайавтодор» заключил контракт на поставку 12 трамваев для Алтайского края за 742 млн рублей с ООО «Карьерные машины» из Красноярска. Эта фирма также занимается поставками электротранспорта белорусского предприятия «Белкоммунмаш». Вагоны доставят в два этапа в 2025-2026 годах. Добавим, что, по плану Минтранса Алтайского края, в целях реализации нацпроекта «Инфраструктура для жизни» до 2030 года в регионе необходимо заменить 260 трамваев. Речь идет не только о Барнауле, но и о Бийске. При этом в общей сложности в парке «Горэлектротранса» 263 трамвая - в том или ином состоянии.

Фото: сообщество «В курсе 22», «Толк»
Цитата:

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 60
avatar
?

13.08.2025 08:36

Если уже купленные такие негодные, зачем закупать еще партию аналогичных?
| 63 | 0
avatar
бГГ

13.08.2025 09:02

чтобы получитЬ откат администрации в 20%
| 46 | 2
avatar
Гость

13.08.2025 09:19

Потому что это не работает как закупка напрямую. Им нельзя заказать и купить трамвай, который понравится. По закону они должны сфолрмировать заказ и разместить его на площадке торгов, а туда можей выйти любой, кто такими трамваями торгует (любыми), но право поставки трамвая выиграет тот, кто предложит цену ниже других. А так как трамваев у нас выпускают значительно меньше, чем сортов хлеба, то и выходят не очень много желающих поторговаться. А отступить от этих торгов им нельзя, сразу будет идея, что тут коррупция замешана. Вот и выигрывают в таких тендерах порой какие-то странные типы.
| 36 | 4
avatar
?

13.08.2025 12:02

Может,переписать ТЗ для закупок? На бодее подходящую технику?
| 8 | 0
avatar
Гость

13.08.2025 12:09

Отличная идея! Прописываешь тз под конкретную марку. Фирмы, которые торгуют другими марками, идут в антимонопольный и прокуратуру, где пишут про сговор чиновников с конкретным поставщиком, чиновнику выписывают коррупцию, отправляют в Рубцовск, а вы читаете эту новость на Банкфаксе и пишете в комментариях , что чиновники заворовались.
Такой сценарий
| 18 | 3
avatar
Гость

13.08.2025 13:41

Так в ТЗ пропиши, только трамвай только Российского производства. Или ума не хватает или ума хватает, но карман тогда пустой будет или еще что?
| 4 | 5
avatar
Гость

13.08.2025 13:46

Нельзя. У нас единое государство с РБ, по всем соглашениям их предприятия и наши участвуют в госконкурсах на общих основаниях. Если их исключить, они пойдут жаловаться в прокуратуру (ну и Батьке, а тот Верховному). И кому это надо? ТОлько вам, чтобы прочитать о задержании еще одного чиновника, который деййстовал по вашему наущению )))
| 10 | 3
avatar
))))

13.08.2025 13:52

Да ладно вам. Есть технические условия, которые прописываются в контракте к трамваям например раз уж мы на это наступили можно радиус поворота прописать. и никто никогда не докопается так как обоснование понятное, более того, есть прецедент. И еще момент, вы реально считаете. что контракт объявляют не зная, где вероятнее всего будет проходить такая крупная закупка? так можно вместо трамвая купить самокат...
| 8 | 2
avatar
Гость

13.08.2025 14:17

Во-первых, это существенное ограничение, его могут точно также принять за сговор с другими поставщиками и пошло поехало - Рубцовск, статья в БФ, ваши радостные комменты))) Во-вторых, а вы уверены, что у того же поставщика найдутся модели с другим разворотом, но с прочими косяками? А в третьих, вы думаете, так много производителей трамваев, чтобы затеряться среди них по этим прописанным деталям в ТЗ? Их крайне мало даже в совокупности в РФ и РБ. Но все они очень хотят бюджетных денег (а потому что в частную коллекцию мало кто т рамваи покупает, правда?). И вот когда вы так явно в ТЗ бортуете одну фирму из трех (ну из пяти, хорошо). А они там прям дураки такие и ничего не понииают и не пойдут жаловаться на сговор?
Вам хорошо советовать, а кому-то исполнять ваши советы, а потом ехать в Рубцовск.
| 7 | 2
avatar
Моренго

13.08.2025 15:55

Пусть они в рубцовск уедут уже, задолбало на корытах ездить. Мне всеравно кого там посадят, хоть всех сразу.
| 5 | 1
avatar
Купили 1 трамвай и хватит

13.08.2025 11:44

Согласен. Купили 1 трамвай, выяснили,что плохие и не надо больше брать.
| 13 | 1
avatar
Гость

13.08.2025 12:04

Один трамвай на проверку купить можно. Но не прямо тот, который хочется проверить, а опять таки тот, который предоставит выигравшая в торгах фирма. И вот все совпало, допустим, это тот трамвай. Ты проверил, не подходит. Решил его не покупать. И выходишь на торги - хочу купить 10 трамваев. Но написать, что тот самый трамвай не предлагать, нельзя. Это нарушение антимонопольного законодательства. Так что выиграет поставку именно та компания, которая предложит меньшую цену. И там могут опять оказаться те самые трамваи
| 13 | 1
avatar
Гость

13.08.2025 12:18

Цуровскому трудяге 12:04
Чтобы избежать ошибок, для этого и существует техническое задание.
| 4 | 3
avatar
Гость

13.08.2025 13:15

Про ТЗ я написал выше
| 5 | 0
avatar
Моренго

13.08.2025 15:58

Значит законы менять надо. Нет сочувствия к глупым людям. Скупые платят дважды. Это уже все похоже на сговор и коррупцию. Законы не для людей, а для заводов. Можно теперь нерабочие трамваи слать. Спасибо за этот бред. Чтоб вы так на нерабочей машине катались и другую купить не могли.
| 2 | 0
avatar
Гость

13.08.2025 16:05

Можно, конечно, поменять законы, мы были бы только за. Без этих торгов куда как удобнее. Но законы местные чиновники не меняют. Их могут изменить депутаты Госдумы. Вот кто у вас от округа депутат? Пишите ему коллективную петицию, не тратьте время на комментарии, пишите депутату. Например, Марии Николаевне Прусаковой. Пусть пойдет в комитет свой, там примут идею продвинуть ее законопроект об отмене конкурсов и переходу на прямые контракты. Потом она добьется, чтобы этот замечательный закон приняли все депутаты ГД, дальше - в СовФеде, ну и подпись Президента. И тогда вы впервые увидите, что Мария Николаевна не просто юбку в ГД просиживает, а целый закон продвинула. Только ей слабО. Она юбку просиживает )))
| 5 | 1
avatar
Урбаниздко

13.08.2025 17:15

""Например, Марии Николаевне Прусаковой"
мвахахахаххаха
| 4 | 0
avatar
Бгг

14.08.2025 08:03

в Моську Маське...
| 2 | 0
avatar
Трамваи от бацьки

13.08.2025 08:46

👍👏
| 5 | 5
avatar
Виктор

13.08.2025 08:53

Выходит стоимость этого корыта на колесах 71 млн. руб. за штуку. Вот тут и кроется причина, что кто-то хочет закупить еще которому наплевать поедут они или не поедут, впишутся или нет.
| 24 | 3
avatar
Гость

13.08.2025 08:55

А трамваи отмашкина, где они?
| 34 | 0
avatar
Бгг

13.08.2025 09:59

в его фантазиях, влажных...
| 18 | 1
avatar
@

13.08.2025 14:16

В Новосибирске
| 3 | 0
avatar
а вот

13.08.2025 08:56

"Трамвайные пути от снега чистят редко..."
Господа, нашли причину!....Ну чистите чаще!!! В чем проблема-то!!!
| 31 | 1
avatar
Александр Тырышкин, выпускник вспомогательной школы с.Аскат

13.08.2025 09:04

Ходите пешком,как я и будет вам всем счастье!
| 2 | 14
avatar
технарь

13.08.2025 09:14

Пути у нас кривые, мы их не чистим, спецэвакуатора у нас нет, запчасти к Белорусскому трамваю почему-то надо везти за деньги из Белоруссии а не с разборки-кладбища в депо.
Вывод очевиден - новые трамваи говно.
По итогам года единственным прибыльным мероприятием будет сдача на металлолом разворотного кольца со старого базара.
Вы причитали годовой отчёт от "крепких хозяйственников". Можно в СИЗО на подпись везти.
| 35 | 3
avatar
Бгг

13.08.2025 10:03

пути в городе не соответствуют ТЗ, перепады по высоте, неправильный радиус и прочее выступающее и мещающее якобы низкопольным трамваям проехать.... но трамваи белорусские тут не при чем. просто министр и иже с ними от транспорта никогда не скажут правды про себя. вот и выдумывают про близко расположенные здания, которые якобы может трамвай снести при развороте или повороте... или что хлипкие трамваи, когда наезжают на асфальт на переездах, который поднят от рельсов на 7-10 см...
| 13 | 4
avatar
Плохому танцору всегда .... мешают

13.08.2025 10:33

"На некоторых вагонах нередко выходят из строя приводные редукторы колесных пар и тяговые двигатели". Я не хочу сказать, что это вечные элементы и агрегаты, но в течение года, как на белорусах, они ломаться не должны! Мы ещё долго будем вспоминать надежные, вечные, неприхотливые, эргономичные, высокопольные чешские Татры, которым и снег не помеха, и радиусы поворотов в масть, и перепады высот нипочём.
| 29 | 0
avatar
Гость

13.08.2025 11:35

"Мы ещё долго будем вспоминать неприхотливые ческие Татры" — как вы правы! И ещё долго будем на этих Татрах, которым уже энное количество лет. 😥
| 16 | 0
avatar
гость

13.08.2025 10:53

Так там постройки/пристройки на трамвайном кольце самовольные, они не только трамваям мешают. Может власти города занялись бы еще контролем за использованием мест общего пользования. А то получится как с Трэвелерсом на Ленина, сначала построят, потом смотрят чья земля, а может начнут строить посреди трамвайно кольца, и придется трамваи в городе ликвидировать.
| 7 | 0
avatar
Гость

13.08.2025 09:20

Как вывод итог ездить на лошадях если своё делать не научились и не хотим. Не власть, а бизнес, люди ничего не хотят, сами, страна купи продай.
| 15 | 3
avatar
гость

13.08.2025 09:31

а что за ропот? такова цена импортозамещения
| 14 | 1
avatar
Гость

13.08.2025 09:35

Мы вас трамваи,а мы нам бабло за такое говно. И кто ругал старые Татры,скоро будет им снова рад. Кто за Возным пойдет под следствие и на нары? 700 млн р сумма очень даже приличная. Под этой идеей подписались и Томенко и Франк,пиарились год-двешь новый трамвай городу,ну,да ли.,.
| 10 | 0
avatar
Урбаниздко

13.08.2025 09:39

чегоооооооооооооооооооооооооо
что за бред я тт читаю
"Там эти трамваи из-за большого выноса корпуса могут задевать близлежащие строения" - это где на анатолия дома впритык к путям? там может давно пора разбираться как оно там выросло?
"Трамвайные пути от снега чистят редко, поэтому снежный покров может задевать и повреждать тяговые двигатели и редукторы" - так чистить надо, але
"Из-за того, что у «Горэлектротранса» не было спецтехники" - это как вообще
| 23 | 1
avatar
гость

13.08.2025 10:05

Еще закупают 12 трамваев? Ёжики плакали и кололись, но продолжали есть кактусы
| 23 | 0
avatar
Гость

13.08.2025 10:08

Подолян развалил алтайскую полицию, развалит и транспорт на Алтае
| 21 | 2
avatar
Гость

13.08.2025 10:29

И кто из транспортных чиновников составлял техзадание для закупки трамваев, которые непригодны для барнаульских трамвайных путей? На него уголовное дело заведут за халатность?
| 32 | 0
avatar
вол

13.08.2025 23:40

сдается мне, что ТЗ писалось не от реальных барнаульских условий (хотя можно предположить что их и не может описать для ТЗ уже никто) , а по указке - давай под белорусов и точка (с). И даже если тот исполнитель и знал что вагоны не вписываются в дряхлые барнаульские пути - сделать ничего не мог. Ослушаешся - вылетишь с работы... Это как из анекдота про сантехника - "Да тут всю систему менять надо"
| 6 | 0
avatar
И что дальше?

13.08.2025 10:36

Есть трамваи, которые не могут ездить по Барнаулу, есть конкретные физические лица в кабинетах власти, которые принимали в угоду непонятно чему решение о закупе этих трамваев, есть главбух (Витя красноярский) , который давал "Добро" на эту сделку, и сейчас ещё появились красноярские продавцы белорусских трамваев и еще наверное что есть типа коррупции, а вот запчастей Нету! И ЖЁСТКОГО СПРОСУ НЕТ С ЭТИХ УЧАСТНИКОВ ТРАМВАЙНОЙ ЭПОПЕИ. А неудобства испытывают простые люди, ведь вся эта коррупционная бюрократия пешком не ходит и на трамваях не ездит.
| 22 | 0
avatar
дядя вася

13.08.2025 10:37

Усть -Катавский трамвай ждет своих покупателей в Бийске по-моему до сих пор ездят пустые по городу !
| 5 | 1
avatar
Мдэ

13.08.2025 10:47

Надеются что братья белорусы приедут и почистят от снежных сугробов пути, устранят недостатки путей и кривого асфальта? Странная претензия в адрес братского государства, не находите? Может быть поискать в себе причину , чтобы не выглядеть так нелепо? Когда закупали новые трамваи почему не подумали что нужно подготовить для них платформу
| 10 | 4
avatar
Зав. Старкомхозом Гаврилин

13.08.2025 10:55

"Трамвай построить - это вам не ишака купить!"
| 7 | 1
avatar
Гость

13.08.2025 11:04

Ну да ,в космос летим ,а трамвай нам не осилить ,смешно .
| 8 | 1
avatar
гость

13.08.2025 10:58

А больше в нашей стране никто не производит трамваи? Может спросить в других сибирских городах, ну, на худой конец в Москве, - где закупаются? Тренд Москвы и Питер - стриотельство трамвайных путей, даже скоростных. А у нас последние рельсы, чтобы не ремонтировать, разбирают. Чем плохо трамвайное кольцо на Старом Базаре, да и без Депо №1 развития точно не будет.
| 12 | 0
avatar
гость

13.08.2025 10:59

просто некому эксплуатироваать мозгов нет
| 6 | 0
avatar
Не нада печалиться

13.08.2025 11:01

Заклепаем старенькую чехословацкую Татру, и вперёд , спасать брацкий трамвай.
Мы с ними родились, с ними однако и помрём
| 17 | 0
avatar
Скажу словами баснописца Крылова

13.08.2025 11:16

а вы друзья как не садитесь .... лишь жрать да спать годитесь .
| 8 | 1
avatar
Смотрящий

13.08.2025 11:57

А может не трамваи такие плохи,е а полотно, по которому они должны ходить в в состоянии как после бомбежки?
| 6 | 1
avatar
Гость

13.08.2025 12:51

В Барнауле трамвайные пути гораздо лучше, чем в Кемерово или Омске. Скорее всего проблема не а рельсах, а в бестолковых чиновниках и руководителях.
| 10 | 1
avatar
Знающий

13.08.2025 12:59

Зубы скрипят от бессильной злобы!!!!
Есть конкретные фамилии дол…..в кто это всё допустил… жаль что фсбшников на всех этих не хватает….
| 9 | 5
avatar
Всё белорусское чудо

13.08.2025 15:05

построено на наших деньгах. Но теперь хитрый Лука Картофель ещё и под китайцев пытается залечь с раздвинутыми булками. А у кетаез всет товары для Северного
брата одноразовые.
| 4 | 0
avatar
Гость

13.08.2025 20:23

Самое смешное читать отговорки про гос закупки. Когда надо напишут как им нужно тех задание. А тут ой, не можем, госзакупки это не мы, это закон.

Во-первых плевать я хотел на то, что вы можете или не можете, край не должен закупать бракованные трамваи или трамваи, не подходящие для города, как Вы это сделаете сидите и решайте.

Во-вторых, кроме аукционов по цене есть конкурсы, где могут быть иные условия для выигрыша кроме цены.

В-третьих, про тех задание, значит закажите не низкопольные а обычные трамваи. Вам непрофессиональным бест..лочам весь город еще при закупке первых 10 писал в соц сетях, что вы делаете, зачем это покупаете, не сможете обслуживать и т.д., лучше купите 25-30 обычных трамваев по 25 млн, чем низкопольных 10 по 75 млн., так как этим заполнится пара трамваев экономически выгоднее, проще в обслуживании, нет же упёрлись в своей беспросветной тупости, про...рали ярд рублей, сейчас еще ярд и возможность для города обновить парк трамваев.
| 7 | 0
avatar
Гость

13.08.2025 20:39

Про непрофессиональных бестол..чей и тупость мое личное мнение, выражающее критику к ответственным лицам.
| 3 | 0
avatar
Гость

13.08.2025 20:25

Возникает вопрос в министерстве транспорта и краевой администрации, что враги России сидят?
| 7 | 0
avatar
Гость

13.08.2025 20:31

Вроде инженер этот приезжицэй еще говорил, что трамваи эти больше пяти лет не рассчитаны ездить.

Это получается купили за миллиард одноразовые трамваи?
| 5 | 0
avatar
Гость

13.08.2025 20:36

И кстати про тех задание и прочее.
Вроде Ваш министр транспорта бывший Воронов в публикациях СМИ раньше объявления результатов торгов сообщил о том, что будут закуплены белорусские трамваи.

Вопрос он откуда знал, если Вы говорите, что аукцион и все такое, кто победит неизвестно и прочее?

Почему его ФСБ не допросило об этом обстоятельстве?
| 5 | 0
avatar
гость

13.08.2025 22:03

потому что по указке фсб пишутся все законы в стране
| 2 | 0
avatar
Гость

13.08.2025 22:34

А когда разберут трамвайное кольцо на старом базаре эти трамваи спишут в утиль, как непригодные к эксплуатации. Вот так и "пилит" бюджет администрация города🙄 И все молчат и прокуратура и СК😳
| 4 | 0
avatar
Евгений

14.08.2025 12:32

Проблема не в трамваях а в путях и их обслуживании. Трамваи тут не причём. Когда закупали не могли сделать расчёт вписывания в кривую, учесть все сложные участки.
| 2 | 0
avatar
Гость

14.08.2025 14:35

Что, что, что))))
Мы делаем закупку на 700 млн рублей, но нам лень сделать расчет, учесть все сложные участки, Вы что сникерс в магазине за 70 рублей покупаете что ли?
В первую очередь должны были быть определены требования к закупке исходя из того, какие у нас пути, развороты и прочее, возможностей обслуживания техники, после этого должны были быть определены характеристики подходящих трамваев, и эти характеристики должны были быть записаны в ТЗ.
Прочитайте управление проектами раздел управление закупками.
То что Вы говорите не соответствует ни одним правилам отрасли осуществления закупок!
| 3 | 0
05.12.2025