30 октября 2025 года состоялась 45-я сессия Алтайского краевого Законодательного Собрания восьмого созыва. Основным вопросом повестки стало принятие в первом чтении краевого бюджета на 2026 год. Несмотря критику в адрес разработчиков законопроекта, большая часть фракций, за исключением КПРФ, документ подержала. Громкие споры на сессии также вызвал вопрос о выборах глав муниципалитетов, однако оппозиции не удалось сплотиться и выступить единым фронтом, поэтому и эта инициатива была принята.
Параметры регионального бюджета на будущий год представил министр финансов Алтайского края Данил Ситников. Он доложил, что объем доходов краевой казны на 2026 год планируется в размере 199,1 млрд рублей, расходов – 213,1 млрд. При этом дефицит составит 14 млрд рублей. Налоговые и неналоговые доходы ожидаются в размере 133,2 млрд, что почти на 20 % больше первоначального проекта бюджета на 2025 год. Основные сферы расходной части: здравоохранение (20,1 млрд), соцполитика (61,6 млрд), физическая культура и спорт (2,4 млрд), межбюджетные трансферты (8,7 млрд), ЖКХ (7,6 млрд), образование (60,8 млрд), культура (2,6 млрд).
От лица КПРФ в дискуссию выступил замруководителя фракции Антон Арцибашев. Он отметил, что в последние годы в регионе фиксировали рост по многим показателям. Однако в связи с тем, что с 2025 года происходит охлаждение экономики «сверху», край уже в следующем году может заметно откатиться. В то же время он обратил внимание, что в сравнении двух проектов бюджетов – 2025 и 2026 годов – в первом чтении отмечается существенный рост по ключевым расходам бюджета. Поэтому на данном этапе документ выглядит очень уверенно. Однако, по словам Арцибашева, есть существенные нюансы, которые не позволили коммунистам поддержать документ в представленном виде. Речь идет о дополнительных резервах, которые «из года в год копятся в крае, но их не пускают в экономику». Сэкономленные средства депутаты КПРФ предложили направить на решение транспортных проблем в городах и селах региона, на меры соцподдержки на селе другим категориям бюджетников до уровня педагогов, а также на выплаты медикам за работу в ночное время, которые им срезали. Коммунист подчеркнул, что фракция КПРФ поддержит бюджетный законопроект во втором чтении, в случае, если их поправки будут учтены, а в первом чтении голосовать не будет.
Лидер «жириновцев» в АКЗС Владимир Семенов упрекнул коллег из фракции КПРФ за очередное популистское выступление: «Озвученные вопросы, конечно, заслуживают внимания, но нам бы хотелось слышать конкретные предложения в доходной и расходной части бюджета: где возьмем, откуда заберем, куда направим. Хоть одну конкретную проблему решите по факту. Мы тогда вас поддержим. Пока слышим только слова». Тем временем озабоченность у самих либерал-демократов вызвали напряженные цифры прогнозируемого роста цен, увеличения налога на прибыль, НДФЛ и акцизов. «Крайне напряженными» фракции ЛДПР показалась доходная часть краевого бюджета, в том числе за счет роста налога от увеличения зарплаты в 25 %, который может оказаться просто непосильным для большей части предпринимателей. Также «жириновцам» традиционно не хватило бюджета в статьях расходов, направленных на спорт и краевую адресную инвестиционную программу. Семенов заверил, что фракция подготовит поправки ко второму чтению, которые направит в Минфин региона, а пока проект решено поддержать.
Руководитель фракции «Коммунисты России» Сергей Малинкович в свою очередь бравировал, что данный законопроект мог быть более прогрессивным и амбициозным, если бы во власти были комроссы, но в целом документ их устроил. Из проблемных мест комроссы выделили следующие: меры социально-экономической поддержки мало сопоставимы с уровнем цен; средств на строительство социального жилья в бюджете недостаточно; статья прочих расходов превышает расходы на спорт; мер, направленных на реконструкции школ, должно быть больше. В то же время Малинкович озвучил предложения по привлечению дополнительных средств в бюджет: сокращение чиновничьего аппарата, активизация механизма национализации крупной собственности вместо повсеместной приватизации; некоторые выплаты стоит перенаправить на более востребованные статьи расходов. В заключение компросс заявил, что отказ от приятия бюджета будет означать остановку жизнедеятельности всего региона, чего фракция допустить не может. В этой части он попенял «сдержанным» коллегам из фракции КПРФ на политический демарш и призвал их изменить решение: «Потом я людей на улицах встречаю, а они меня трясут, путая, что я из КПРФ, дескать, почему мы против бюджета голосуем. Почему я должен за вас отвечать? Советуем излечиться от левизны в коммунизме».
Между тем руководитель социалистов в Алтайском Заксобрании Александр Молотов предложил коллегам перейти от фантазий к реалиям. Он напомнил, что фракция «Справедливая Россия – за правду» – единственная оппозиционная сила, которая не просто критикует проект краевого бюджета, но и готовит альтернативный вариант. По словам Молотова, концептуально изменить краевой бюджет в настоящее время рычагов не так много, поэтому фракция в целом разделяет позицию разработчиков. Однако у СРЗП возникли вопросы к доходной части: традиционные претензии к корректности и адекватности статистических данных и прогноза социально-экономического развития края, на которых базируется проект бюджета. Среди предложений социалисты озвучили увеличение поддержки муниципалитетов не только дотациями, но и субсидиями, повышение стипендии студентам, увеличение средств на реализацию КАИП, увеличение финансирования сферы спорта, выделение субсидии перевозчикам по социально значимым убыточным муниципальным маршрутам.
Традиционно последним при обсуждении бюджета выступил руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Приб. Он отметил, что формирование главного финансового документа края происходит в сложных условиях внешних вызовов, когда разрывались логистические цепочки, и бизнесу приходилось адаптироваться к новым условиям, когда при росте доходов крупнейшие налогоплательщики оказались в сложной ситуации – многие сокращали работников, оптимизировали процессы. По мнению Приба, настало время поставить на паузу ряд мероприятий и сконцентрироваться на основных статьях бюджета. Только после этого можно будет вернуться к сбалансированному формированию главного документа, считает единоросс. Он также отметил, что успехи прошлых лет создали высокую базу во многих направлениях развития экономики. Однако сейчас крайне важно переосмыслить шаги. «Мы живем в период экономики военного времени. Главная задача – четко расставить приоритеты. <…> Перед нами колоссальная ответственность, и мы обязаны работать на результат. Поэтому всем стоит отбросить эмоции от предстоящего выборного года, и погрузиться в основные задачи», – заявил Приб.
Его также поддержал председательствующий на октябрьской сессии в отсутствие спикера АКЗС Александра Романенко зампред Заксобрания Денис Голобородько. Он напомнил, что до принятия законопроекта во втором чтении еще месяц напряженной работы. Поэтому документ нужно довести до идеального уровня по имеющимся возможностям. «Коллеги, стоит брать не рупор в руки, а билеты на самолет, чтобы получить дополнительную помощь из федерального бюджета», – заключил Голобородько. После этого состоялось голосование: краевой бюджет на будущий год большинством голосов приняли в первом чтении. Воздержались только представители КПРФ.
Также разгоряченная дискуссия ожидаемо возникла вокруг законопроекта об избрании глав районов и городов Алтайского края. Согласно проекту закона, партии и общественные объединения – Общественная палата края и Совет муниципальных образований – смогут вносить свои предложения о кандидатах губернатору. Затем глава региона будет определять не менее двух кандидатур для представления их местным депутатам, которые и сделают окончательный выбор. Докладчик по данному вопросу, председатель комитета АКЗС по правовой политике и МСУ Денис Голобородько напомнил, что данную инициативу уже поддержали почти 80 % глав муниципальных образований края.
Однако некоторые его коллеги из оппозиционных фракций оказались менее лояльны к законопроекту, нежели муниципальные чиновники. Так, коммунист Антон Арцибашев упрекнул вице-спикера АКЗС Голобородько и сторонников законопроекта в том, что они защищают интересы 80 % глав, отдавших свой голос «за», тогда как права еще 20 % руководителей муниципалитетов окажутся ущемлены. Единоросс тут же парировал: «Мы учитываем мнение большинства и федеральное законодательство <…>. Если удариться в историю, то мы просто завершаем цикл вносимых изменения по формированию органов публичной власти».
Его поддержала депутат Людмила Цивилева, которая заявила, что данный законопроект можно рассматривать как укрепление вертикали власти и усиление позиции губернатора. «Простыми словами: до каких пор у нас будут случайные люди в муниципалитетах? Может все же принять закон, и что-то да поменяется?» – обратилась к строптивым коллегам народная избранница.
Руководитель фракции КПРФ Андрей Кривов тем временем напомнил, что возврат прямых выборов был ключевым пунктом предвыборной программы коммунистов, поэтому им видится логичным продолжать гнуть эту линию. К тому же данный законопроект, по мнению депутатов КПРФ, ограничивает возможности осуществления местного самоуправления в полной мере. «Нас интересует мнение рядовых жителей, а не муниципальных начальников, поэтому мы выступаем против», – отрезал Кривов.
К коммунистам примкнули депутаты «Справедливой России – За правду», которые настаивали, что этим законом муниципалитеты лишаются самой возможности избирать себе глав. По словам руководителя фракции Александра Молотова, апеллирование Голобородько к мнению большинства глав, которые поддержали инициативу, тоже выглядит нелогично. «Мы прекрасно понимаем, кто и как голосует. Когда в 2014 году отменяли всенародные выборы, и мы выступали против, нас тоже сначала поддержали во многих районах, а потом с ними провели работу, и они отказались, лишь бы их уже не трогали. Но даже если представить, что это так, зачем лишать те 20 %, которые не согласны, возможности избирать глав самим. Можно было прописать в законе – «или-или», но мы такой возможности муниципалитетам не оставили. Поэтому мы будем голосовать против», – заявил социалист.
Оппозиция в Алтайском Заксобрании расходится в оценках законопроекта о «губернаторских» главах
Лидер комроссов в АКЗС Сергей Малинкович, который ранее уже публично высказывался по этому поводу, остался верен своей точке зрения. «Выборность очень важна, но есть же еще и критерии эффективности. Нужно помнить не только про популизм и желание понравиться избирателям, но и о нашей ответственности перед людьми. Это первое, а второй аргумент: кто сказал, что в Алтайском крае всегда будет губернатор от «Единой России»? Я вот считаю, что будет обязательно губернатор от партии «Коммунисты России», я, например. И я обещаю, что мы никогда не назначим ни единоросса, ни ЛДПР, ни каких-то «Новых людей» на пост глав. Если товарищи не верят в свою победу на выборах – это другой вопрос», – съязвил комросс.
Единственной из фракций, которая до этого публично не выражала мнения по данному вопросу, оставалась ЛДПР, и от их решения по сути могла зависеть судьба инициативы в регионе. Однако «жириновцы» решили не выступать единым фронтом с социалистами и коммунистами, а примкнуть к большинству. Причем их позиция выглядела довольно туманной, особенно с учетом того, что либерал-демократы много лет высказывались за прямые выборы глав. Лидер «жириновцев» в АКЗС Владимир Семенов призвал парламентариев не вешать ярлыки и не решать, «кто тут больше за демократию». По мнению Семенова, демократия требует совершенствования, и если кто-то двигается революционным путем, они выступают за эволюционное развитие. «Время либеральной демократии еще не наступило <…> Пока у нас президентская республика, должна быть обеспечена и вертикаль исполнительной власти», – заявил лидер ЛДПР в Заксобрании. В доказательство он привел несколько цитат разных лет основателя партии Владимира Жириновского, которые косвенно подтверждали его слова. Аргументация показалась ему достаточной, поэтому он завершил речь тем, что фракция поддержит данную инициативу.
В результате голосования 44 депутата поддержали законопроект, 13 выступили против, и двое воздержались. Таким образом, инициатива была принята. Избрание глав районов и городов теперь будет в зоне ответственности губернатора.
Также в ходе сессии был принят блок вопросов о правах ветеранов боевых действий. Так, был одобрен законопроект по введении дополнительной меры социальной поддержки участников специальной военной операции и членов семей погибших бойцов – компенсационной выплаты взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно. Кроме того, в отношении крупных компаний, которые не трудостроят к себе не менее 1 % работников из числа ветеранов, попадут под санкции в виде штрафов.
Кроме того, на октябрьской сессии ввели понятие «семейного предприятия» и отнесли к нему субъектов малого и среднего бизнеса; установили правовые основы для развития коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых соответствует национальным интересам и способствует устойчивому развитию региона; внесли изменения в систему местного самоуправления – о гарантиях для глав и депутатов, а также о порядке и проведении публичных слушаний.
30.10.2025 14:56
31.10.2025 10:34
Долой выборы по партийным спискам!
30.10.2025 15:05
30.10.2025 15:25
30.10.2025 18:13
30.10.2025 20:49
30.10.2025 15:28
Скажи, Кум, а?
30.10.2025 15:49
Места нет в строю врагу -
Или правой обе сделай,
Или оторви ногу
А.Гуровский
30.10.2025 16:50
___
41 за, 18 против, на тоненького, т.к. надо 35 голосов
30.10.2025 17:59
30.10.2025 18:00
30.10.2025 18:06
30.10.2025 19:21
30.10.2025 19:26
30.10.2025 21:13
30.10.2025 22:20
31.10.2025 08:24
31.10.2025 11:59
31.10.2025 14:44
31.10.2025 14:47
31.10.2025 09:57
31.10.2025 12:29