26 января в селе Кучук Шелаболихинского района провели сход, где обсуждали ситуацию с нападением лис на людей. Несколько инцидентов произошло в самом Кучуке и один в соседнем селе Ильинка, среди пострадавших есть дети, которые проходят курс вакцинации от бешенства. Во всех перечисленных случаях зверей не удалось изловить, чтобы сделать анализ на бешенство и лабораторно подтвердить факт заболевания. Поэтому карантин в селах объявлять не стали, что вызвало возмущение у сельчан.
Нет тела - нет дела
Про «лисиный террор» стало известно за пределами Шелаболихинского района благодаря публикациям в соцсетях. Жительница Кучука Олеся Миллер рассказала в пабликах, что атакам подверглись несколько человек: «19 и 21 декабря 2025 года в селе Кучук дикая лиса совершила серию нападений на людей. <…> Пострадавшие отбивались от лисы вилами, палками, ногами. <…> 4 января лиса укусила ребенка в соседнем селе. <…> В Кучукском сельсовете официально признали лишь два случая. В чате писали, что бешенство не подтвердилось, хотя, по моим сведениям, лису так и не нашли, и подтвердить или опровергнуть диагноз было невозможно. Карантин не вводили. <…> Если лиса была больна, то за четыре недели могли заразиться домашние животные, которые теперь - мина замедленного действия в каждом дворе. Обращаемся к прокуратуре, Роспотребнадзору и ветслужбе и просим нас защитить».
Руководитель КГБУ «Управление ветеринарии по Шелаболихинскому району» Игорь Баев пояснил «Банкфаксу», что карантин по бешенству объявляют, когда есть лабораторно подтвержденный факт заболевания. На диагностику направляют головной мозг животного, у которого подозревают наличие вируса. Лису или лис, которые нападали на людей на территории муниципалитета, изловить не удалось - поиски зверей вели с участием Шелаболихинского общества охотников и рыболовов. Следовательно, сделать анализ на бешенство и установить карантин по его результатам нельзя.
«Не удалось найти ни лису, ни ее труп. А для исследования нужен биологический материал. Поэтому карантин не был объявлен», - прокомментировал Игорь Баев. Ранее его коллега, руководитель КГКУ «Управление ветеринарии по Барнаулу» Дмитрий Смолин объяснял агентству, что одним из ключевых мероприятий, которые проводят при карантине, является вакцинация всех восприимчивых к бешенству животных в границах неблагополучного пункта (зачастую при выявлении бешенства неблагополучным пунктом признается все село). Это необходимо, чтобы создать вокруг очага (конкретного места, где выявили заболевание, к примеру, личного подсобного хозяйства) так называемую стерильную зону и предотвратить распространение заболевания.
Подробности о нападениях на людей Игорь Баев рассказывать не стал, ссылаясь на то, что он не уполномочен сообщать такого рода сведения, и рекомендовал обратиться за информацией к главе Ключевского сельсовета Зое Солодовниковой. Она же согласилась придать огласке только единственный инцидент, произошедший 21 декабря. Причем, неоднократно отмечала, что жертва нападения могла запросто перепутать лису с собакой, поскольку события происходили в сумерки. Кроме того, глава сельсовета упрекала Олесю Миллер в том, что она «раздула шумиху».
По словам Зои Солодовниковой, 21 декабря лиса, а может быть и собака, укусила за ногу девочку-восьмиклассницу. В это время школьница шла у реки Кучук, которая делит село на две части. От прокуса ноги ребенка защитили плотные штаны - на них остались вмятины от зубов. В месте предполагаемого укуса на голени девочки - ссадина. В целях профилактики бешенства девочке назначили курс уколов.
Между тем родственница восьмиклассницы заявила «Банкфаксу», что девочка вряд ли бы спутала лису с собакой - на улице было еще достаточно светло, инцидент произошел примерно в 16 часов. Более того, девочке помогала отбиваться от зверя некая женщина. А она уж точно отличит лису от собаки, уверена родственница.
«Горя еще хапнем»: алтайские охотники предложили решение проблемы с разгулявшимися лисами (18+)
Участником второй истории, случившейся 19 декабря, про которую глава сельсовета отказалась рассказывать «Банкфаксу», был 65-летний житель Кучука Виктор Ивкин. «Утром, часов в 10-11, я шел на ту сторону села в магазин, - говорит он. - Уже перешел речку, стал подниматься на гору, вижу, машина сверху едет, а за ней собачонка бежит. Потом она развернулась и ко мне. Ближе подбежала - лиса. Кинулась на меня, попыталась укусить за ногу. Я отбился от нее ногой, пнул сапогом в морду. Маленько в сторону отошел, и она снова ко мне. Я одной ногой отбиваюсь от нее, а рукой отрываю штакетину от забора. По ней не стукнул, а рядом. Она испугалась и убежала».
Мужчина признался, что испуг он почувствовал гораздо позже, когда осознал, что лиса могла быть бешеной. По его словам, выглядела лиса невзрачно. Такой внешний вид может косвенно указывать на наличие заболевания, как и ее агрессивное поведение.
В общих чертах про инцидент в соседнем селе «Банкфаксу» рассказала глава Ильинского сельсовета Лариса Пархоменко. По ее словам, лиса укусила девочку-подростка. Другие местные жители уточнили, что речь идет о девятикласснице. Нападение было вечером 4 января, когда девочка шла вместе с подругой по улице, близкой к лесу (окраина села). Как и в истории с первой школьницей, лиса схватила за ногу, но от прокуса уберегли плотные штаны, обошлось ссадиной. Девочке тоже назначили курс уколов.
Жители Шелаболихинского района говорят еще о ряде случаев нападений лис в Кучуке, но подтвердить их пока не получилось.
Сход села
Сход села в Кучуке состоялся 26 января. Отчет о нем размещен на сайте сельсовета. «На собрании присутствовало более 30 человек, - отмечает администрация. - Выступали глава Кучукского сельсовета Солодовникова З. Н., председатель Шелаболихинского общества охотников и рыболовов Чалык С. М., руководитель управления ветеринарии по Шелаболихинскому району Баев И. Н. На собрании подробно доведена информация до жителей села о заболевании «бешенство», профилактике и мерах предосторожности, также было подробно рассказано о предпринимаемых мерах теми или иными органами по своей подведомственности. На территории сельсовета были отловлены семь лис, которых передали на исследование. И при исследовании лис бешенство не выявлено».
Жительница села Валентина Осокина (имя изменено) сообщила «Банкфаксу», что посетила сход, поскольку категорически против введения карантина - об этом она хотела заявить властями и своим землякам, которые придерживаются противоположного мнения. «Меня бесит их желание закрыть село на карантин. Это значит, что мы не сможем сдать ни молоко, ни мясо. А мы живем на этом молоке, и ни одни такие. У нас кроме как на сдачу молока жить не на что! У меня по 70-80 литров молока в день. Я куда его дену? Поэтому я против закрытия села на карантин. Также думают другие, которые финансово зависят от подсобного хозяйства», - аргументировала женщина.
«Банкфакс» поинтересовался у ветеринаров, действительно ли нельзя принимать молоко от личных подсобных хозяйств, которые располагаются в зоне карантина, на официальном языке, в неблагополучном пункте. Они заявили, что такого ограничения не существует. Единственное требование к молоку - оно должно проходить термическую обработку. «Молоко, полученное от клинически здоровых восприимчивых животных, подлежит термической обработке при температуре от 72 °C в течение 15 секунд или при температуре от 132 °C - в течение 1 секунды независимо от сроков вакцинации восприимчивых животных против бешенства», - указано в ветеринарных правилах, касающихся карантина по бешенству (утверждены Минсельхозом России приказом от 25 ноября 2020 года).
Нападения не единичные
27 января бешеная лиса покусала мужчину и нескольких собак в Камне-на-Оби. Факт заболевания был подтвержден, потому что зверя поймали и провели соответствующее исследование. Об инциденте информировала глава Каменского района Светлана Захарова. По ее словам, на территории муниципалитета введен карантин.
В первый месяц нового года в Алтайском крае установили, предположительно, уже девять неблагополучных пунктов по бешенству. Подобные решения проводят в виде указов губернатора Алтайского края. На сегодняшний день на сайте регионального правительства опубликованы восемь таких указов, согласно которым 13 января карантин объявили в селе Шпагино Заринского района, 14 января - в Горняке и селе Вяткино Усть-Пристанского района, 16 января - в селе Новиково Бийского района и селе Вавилон Алейского района, 20 января - в селе Корболиха Третьяковского района, 21 января - в Белокурихе, 22 января - в селе Утянка Хабарского района. Аналогичный документ по Камню-на-Оби еще не появился.
Если «темпы» не снизятся, то количество случаев бешенства за весь 2026 год перевалит за сотню. Напомним, что в Алтайском крае за 2025 года зарегистрировали 27 случаев, что в два раза больше, чем в 2024-ом. Ухудшение ситуации может быть связано с ростом численности диких плотоядных животных, в том числе лис. По мнению охотников, отрегулировать популяцию лис можно путем отстрела с вознаграждением в размере 1000-1500 рублей за одну шкуру.
На сегодняшний день власти Алтайского края публично не поднимали проблему с массовым бешенством и засильем лис. Ведется ли обсуждение этой темы и предпринимаются ли какие-то меры, неизвестно.
02.02.2026 09:26