Представители алтайских отелей и гостиниц бьют тревогу в связи с падающими продажами и растущей на этом фоне ставкой турналога. Собеседники «Банкфакса» рассказали, что малые средства размещения уже едва сводят концы с концами, а некоторые вынуждены были закрыться из-за убытков. В связи с этим алтайская региональная ассоциация «Алтайское гостеприимство» просит федеральные власти заморозить ставку турналога, которая к 2030 году должна достигнуть уровня 5 %. Соответствующие обращения организация направила депутатам Госдумы от Алтайского края, Минфину и Минэкомразвития РФ.
Не имей сто рублей
Как следует из обращения (копия имеется в распоряжении редакции), в настоящее время в Алтайском крае насчитывается более 600 классифицированных средств размещения, большинство из которых вместимостью менее 50 номеров вынуждены ежесуточно платить 1 % от стоимости проживания, но не менее 100 рублей за каждого гостя в силу введенного туристического налога. При этом в низкомаржинальном сегменте при стоимости номера в 2000 рублей, турналог в минимальные 100 рублей составит 5 % от цены, а при стоимости 500 рублей - 20 %. В результате отели среднего ценового сегмента теряют рентабельность, пытаясь быть конкурентноспособными. Как считают авторы обращения, отразится это и на детском туризме, где каждые 100 лишних рублей будут весомы для семейного бюджета.
Второе, на что обратили внимание представители алтайской туриндустрии, указанный налог распространяется только на классифицированные средства размещения (КСР), то есть находящиеся в едином федеральном реестре. При этом огромное количество объектов, работающих в «серой зоне» (общежития, посуточная аренда квартир, незарегистрированные хостелы), коих, по подсчетам ассоциации, порядка 3000 объектов, получают прибыль, не уплачивая туристического налога. По некоторым прогнозам, такой теневой рынок только продолжит расти.
Также представителей гостиниц, отелей и хостелов беспокоит тот факт, что в 2026 году должны перейти на общую систему налогообложения, увеличив фискальную нагрузку на 5-22 %. В связи с этим особенно пострадают малые и средние средства размещения. Для «упрощенцев» с доходом свыше 20 млн рублей в год льгота по нулевой ставке НДС распространяться не будет, а сверху им придется уплачивать еще и турналог, что, по мнению представителей отрасли, создает неравноправные условия и увеличивает налоговую нагрузку. Помимо этого в обращении сказано, что турналог не является целевым, поэтому полученные от него средства будут распределяться муниципалитетами на любые нужды, не связанные с развитием сферы гостеприимства.
В связи с этим представители КСР направили обращения депутатам Госдумы от Алтайского края Анжелике Глазковой, Даниилу Бессарабову, Марии Прусаковой, Александру Терентьеву, а также в Минфин и Минэкономразвития РФ. Они просят заморозить ставку турналога на уровне 2 % и отменить минимальные 100 рублей для уплаты с гостя; освободить от уплаты налога молодежь, студентов и пенсионеров; освободить от турналога малые гостиницы вместимостью менее 15 мест.
Проблем «Вагон» и маленькая тележка
О проблемах, возникших в сфере в прошлом году после введения турналога, редакции «Банкфакса» рассказали опытные участники рынка, которые теперь едва удерживаются на плаву. Так, основатель хостела «Вагон» в Барнауле Анна Немцова сообщила, что они начали бить тревогу по поводу введения турналога и грядущего кризиса еще в декабре 2024 года - тогда КСР писали прошения во все инстанции, в том числе к уполномоченному по правам предпринимателей в Алтайском крае Андрею Осипову. «Нам обещали создать рабочую группу по этому вопросу весной 2025 года. Мы действительно собирались и обсуждали эту тему, но всего один раз, после этого про нас все забыли», - посетовала собеседница
По ее словам, главная мысль, которую хотелось донести, что собственники средств размещения не против введения турналога как такового, но против неравноправия, которое возникает на этом фоне в гостиничной отрасли.
Анна Немцова, основатель хостела «Вагон»:
Поясню: вы заселяетесь в гостиницу условно за 3000 рублей в сутки, с них гостиница уплатит турналог в размере 1 %, но не менее 100 рублей. В хостеле цена за номер в сутки может составлять менее 1000 рублей, а налог платится в том же размере - 100 рублей. У нас и так мощности небольшие - бывает так, что я исполняю обязанности и руководителя, и горничной, и администратора, плюс еще эта колоссальная налоговая нагрузка. Разве это справедливо? Больше всего возмущения именно по этому поводу. Если бы это был действительно всего 1 % для всех, я думаю, никто бы и ничего не сказал. Если отбросить всю мишуру, то сейчас поддерживается сектор, где ценовой сегмент намного выше. А те люди, которые своими минимальными финансовыми и человеческими ресурсами пытаются обеспечить достойными условиями эконом-сегмент, сделать его более благоприятным для проживания, их бьют по рукам.
Еще один момент, который вызвал поток возмущения, по словам Немцовой, - неравные требования к тем, кто работает официально и «в черную». До 1 сентября 2025 года все средства размещения должны были войти в реестр, при этом «официальные» отели платили турналог уже с января прошлого года, а те, кто не был в этом реестре, спокойно работали, и «тянули» до сентября, чтобы не платить.
Как рассказала собеседница, до сих пор в Барнауле большое количество хостелов, которые не вошли в реестр, но продолжают работать с ними на равных условиях. «С ними никто не борется, никто их не штрафует и не закрывает. При этом, учитывая, что за ними никто не следит, они могут не соблюдать какие-то элементарные требования. В связи с этим мы уже обращались в Роспотребнадзор, но там говорят: «Если заявления о начале деятельности не было, мы не имеем права туда идти. Вывод такой: те, кто все соблюдает, платит налоги, работает на законных основаниях, с них дерут три шкуры, а те, кто работает в обход закона, получают прибыль, еще и демпингуют наши цены, поскольку могут позволить себе снизить суточную стоимость. В результате люди попадают в средства размещения, которые не соответствуют нормам, и где может возникнуть угроза жизни и здоровью», - заявила Немцова.
Ее хостел существует уже почти 11 лет. В конце 2024 - начале 2025 года были мысли о возможном закрытии, поскольку возникло непонимание, как выходить из ситуации с турналогом. «Спрос на наши услуги падает, я могу это с уверенностью сказать в разрезе десятилетия, при этом требования к гостиницам и хостелам каждый год повышаются. Сейчас я плачу налог в размере 6 % по УСН плюс турналог. И если по упрощенной системе мы платим пропорционально, то в случае с турналогом, получается вместо 1 % - 10 %. Нанимать юристов или самим заниматься этим вопросом на более серьезном уровне, к сожалению, нет ни финансовых, ни человеческих ресурсов. Пока мы удерживаемся на плаву только за счет того, что ввели дополнительную деятельность в виде продажи алтайской продукции - сувенирной и продуктовой. Однако есть коллеги, которым уже пришлось закрыться», - поделилась представитель туриндустрии.
Одним из таких примеров стал хостел «Барнаул», принадлежавший семье Браун, владеющей сетью гостиниц Hotel&Braun. Евгения Браун рассказала «Банкфаксу», что им с супругом пришлось отказаться от бюджетных средств размещения в пользу более дорогого ценового сегмента. Семья закрыла мини-отель и крупнейший хостел в Алтайском крае - «Барнаул», располагавшийся на улице Привокзальной и рассчитанный на 106 мест. По словам собеседницы редакции, 2025 год стал кризисным для этого бизнеса, продажи серьезно упали из-за снижения покупательской способности у людей, имевших спрос на эконом-услуги.
Евгения Браун, владелица семейной сети гостиниц Hotel&Braun:
Введенный с 1 января прошлого года турналог окончательно «задушил» этот хостел. Средняя суточная стоимость номера составляла там 600-700 рублей, а если мы говорим о размещении детских групп, для них действовала скидка, и проживание обходилось в 450-500 рублей с ребенка. Соответственно с этой суммы нам приходилось платить 100 рублей в качестве турналога, остальное уходило на аренду и плату по счетам, не оставалось средств даже на зарплату сотрудникам. У нас работали три администратора, четыре горничных и управляющая, плюс человек, который все ремонтировал. Мы тянули, сколько могли, но к концу года поняли, что проще закрыться. 10 декабря хостел «Барнаул» прекратил работу, и все наши сотрудники остались без работы. При этом остальные отели нашей сети работают в прежнем режиме, там упадка не наблюдается. Сложности сейчас именно с хостелами и мини-отелями. Ставка, которую ввели одинаковой для всех, для данной ценовой категории просто неподъемная.
Собеседница также отметила, что их хостел пользовался огромным спросом у иногородних пенсионеров, спортсменов и детских групп, которые приезжали в краевой центр и могли за низкую цену переночевать, сходить в душ и отдохнуть недалеко от железнодорожного и автобусного вокзалов. После закрытия в этом районе, по сведениям Евгении Браун, открылось сразу несколько маленьких хостелов, которые работают неофициально. «Это легко проверить - достаточно зайти в реестр и убедиться, что ни одного из них там нет. По каждой из таких точек мы стараемся сообщать в краевое туруправление, пытаются ли с ними как-то бороться, нам неизвестно», - заявила представитель сети отелей.
Серые схемы гостиничного рынка
По словам Браун, неофициальных малых средств размещения сегодня в Барнауле довольно много. Некоторые из них не платят налоги, не соблюдают требования законодательства, но получают прибыль. «Недавно наткнулись на объявление хостела, который открылся на проспекте Космонавтов. Разумеется, в реестре его нет. На фото - здание в промзоне с бетонными полами и стенами и двухярусными кроватями. Там речь не то, что об антисанитарии, а в принципе о нарушении всех норм, людям там нельзя находиться. Мы были уверены, что это чья-то шутка. Оказалось - нет, по нашему звонку администратор была готова тут же бронировать места», - поделилась собеседница.
Отметим, что хостел, о котором идет речь, действительно существует. На снимках бетонные цеха, в которых установили кровати и шкафы, но нет ни малейшего намека на ремонт или комфорт. «Кoмфopтноe paзмещение в комнaтаx в стиле лoфт. Двуxяpусные кpовaти, вмecтитeльныe шкафы в каждой комнaте. Большая куxня cтoлoвaя, пoстиpoчная, душевые кабины. Oхраняемая тeppитopия, свoя небольшая паpкoвка.Приглашаeм вcеx жeлающих для рaзмeщeние нa длительный срок. Тaкжe мoжно разместиться от пяти суток. Вместимость до 50 человек», - пишут владельцы хостела в объявлении. По мнению Евгении Браун, существование подобных точек обесценивает работу остальных объектов малой вместимости, которые пытаются выжить в столь непростых условия рынка, соблюдая все требования.
Мнение бизнес-омбудсмена
О непростой ситуации, в которой оказались малые средства размещения региона, известно и бизнес-омбудсмену Алтайского края Андрею Осипову. В беседе с «Банкфаксом» он рассказал, что в курсе ситуации, однако изменить ее можно только на федеральном уровне при принятии соответствующего законодательного акта. По словам уполномоченного, на уровне региона необходимо провести детальный анализ работы хостелов и гостиниц в 2025 году, чтобы иметь представление о том, насколько серьезны убытки объектов, и как именно можно им помочь.
В частности рассматривается вариант введение льгот для малых гостиниц, в том числе в районах Алтайского края, которые принимают командировочных, и по идее не обязаны платить туристический налог. В то же время Осипов отметил, что разграничить эти категории при проверке довольно сложно, поскольку любой турист сегодня может представиться командировочным, чтобы обойти закон. «Данный вопрос необходимо проработать очень детально, чтобы понять, чем конкретно мы могли помочь в данной ситуации», - подытожил спикер.
17.02.2026 14:54