Top.Mail.Ru
18+

Строители откопали очередной могильный «привет» неподалеку от католического костела в Барнауле

Увидившее свет надгробие
Увидевшее свет надгробие

В Барнауле у здания Алтайской краевой организации Союза художников России на улице Максима Горького, 63 «А» рабочие извлекли из земли гранитное надгробие 1904 года: именно в этом году умерла его «хозяйка», София Кулева. Об этом ИА «Банкфакс» рассказал искусствовед, реставратор памятников архитектуры Олег Поляков.

По его словам, о вывороченном из земли могильном камне он узнал еще рано утром 12 августа от главного архитектора города Сергея Боженко — сейчас у дома краевого Союза художников меняют асфальт на плитку, и, по словам г-на Полякова, покрытие было снято непосредственно перед самым входом в здание, где надгробие, очевидно, и нашли строители.

Нужно оговориться, что речи о самом погребении под зданием не идет. По предположениям г-на Полякова, камень перевезли на это место после 1911 года, когда кладбище на территории современного Нагорного парка закрылось. «Надгробие принадлежит Кулевой Софии Семновне. Кулев - это был у нас такой купец, владелец заводика кирпичного на рубеже веков, довольно деятельный такой барнаулец был. Как камень оказался здесь? Вот когда закрывали кладбище, я думаю, его просто увезли оттуда члены семьи, и он здесь остался. Тогда, наверное, на этом месте был кирпичный заводик купца Кулева — они обычно располагались за городской чертой, а в 1904 году только-только начали строить эти красные казармы, храм только Никольский поставили, так что это была окраина Барнаула. Заводик был скорее деревянной сарайкой, наполовину погруженной в землю, это только название — заводик. А может быть здесь был дом. Им не захотелось оставлять надгробие бесхозным, перевезли к себе, а когда строилось здание Союза художников, его, наверное, здесь и закопали, для укрепления фундамента, так оно и осталось, но это только мои догадки ни на чем не основанные», - рассказал искусствовед.

Вопреки распространившейся в СМИ версии о передаче могильного камня барнаульскому музею «Город», надгробие взялся «пристроить» настоятель прихода Храма Иоанна Предтечи, воздвигнутого на месте Нагорного кладбища, иерей Иоанн Мельников. Пока он не смог забрать находку — нужно найти транспорт и людей для погрузки. После того, как камень доставят в Нагорный парк, иерей Иоанн займется проверкой архивов, чтобы установить место захоронения Софии Кулевой и вернуть надгробие на место.

Отметим, что это далеко не первый могильный «привет» в этом районе: при обустройстве сквера рядом с бывшим католическим костелом, который сейчас занимает муниципальная аптека, строители в июле этого года извлекли человеческие кости. Прямо на месте работ в начале XX века существовали захоронения, некоторые из которых были потревожены. В свою очередь городская администрация, по словам католического сообщества, никаких мер для перезахоронения останков тогда не предприняла.

Фото: Евгений Клепиков

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 11
guesto

14.08.2018 10:10

Отметим, что это далеко не первый могильный «привет» в этом районе: при обустройстве сквера рядом с бывшим католическим костелом, который сейчас занимает муниципальная аптека, строители в июле этого года извлекли человеческие кости.

да и домик сектантский на горе тоже на костях и надгробиях стоит
Вася полужид

14.08.2018 11:22

А причем здесь костел ? Все в кучу собрали. Установлено же, что захоронения на этом месте нет и надгробие приперли сюда не понятно зачем ...
Старожил Куеты

14.08.2018 11:35

Вы точно докопаетесь, никрофилы... разроете массовые захоронения сибирской язвы 100-летние, с халерой вместе
. Кадастровый учёт этих захоронений заведён в санэпеднадзоре или у какого главы муниципалитета ?
кум

14.08.2018 11:37

Судя по фамилии,имени и отчеству, надгобье не принадлежит к католической церкви,пусть она покоится далее в земле русской!
гость

14.08.2018 11:57

А на территории краеведческого музея во дворе лежит яшмовая плита с надписью на немецком языке, ранее находившаяся на могиле М. Качки, умершей и похороненной в 1794 г. на кладбище возле Петропавловского собора (пл. Свободы).
Качка Г. С. – начальник Колывано-Воскресенских заводов с 1785 по 1798 гг.
Ах, г-н Поляков предполагает...

14.08.2018 13:25

По предположениям г-на Полякова, камень перевезли на это место после 1911 года, когда кладбище на территории современного Нагорного парка закрылось. «Надгробие принадлежит Кулевой Софии Семновне. Кулев - это был у нас такой купец, владелец заводика кирпичного на рубеже веков, довольно деятельный такой барнаулец был. Как камень оказался здесь? Вот когда закрывали кладбище, я думаю, его просто увезли оттуда члены семьи, и он здесь остался.
-----------------------------------------------------------------------------------------
С таким же успехом можно предположить, что именно там, где нашли могильную плиту, находились захоронения. На их месте построили союз художников.
Когда хотим- объявляем некую территорию кладбищем; а если же надо, то скажем, ничего не было, привезли откуда-то могильную плиту просто на память.
И чему теперь удивляться?

14.08.2018 13:41

гость писал(а):
похороненной в 1794 г. на кладбище возле Петропавловского собора (пл. Свободы).

Если поселение Барнаул возникло возле речки Барнаулки , то естественно, что вокруг городка по всему периметру располагались захоронения. Таким образом, всюду на территории современного центра когда-то были могилы.
В течении почти трех столетий город разрастался во всех географических направлениях. Разумеется, строительство происходило на месте бывших кладбищенских погостов. Иначе и быть не могло.


И чему теперь удивляться?

14.08.2018 14:09

Почему так много говорят о Нагорном кладбище? Потому что там захоронена знать, установлены дорогие каменные памятники.
А могилки простолюдинов с деревянными крестами находились всюду вокруг городка.
Сколько людей умерло со времени основания Барнаула! Наивно думать, что все упокоены на Нагорном. Учитывая высокую рождаемость и низкую продолжительность жизни, эпидемии можно предположить, что сотни тысяч умерших за всю историю поселения никак не могли разместиться только на небольшом участке горы.
И чему теперь удивляться?

14.08.2018 14:20

В основном старые захоронения убирали во время возведения новых зданий, особенно при рытье больших котлованов. Просто тогда относились к этому по-другому, как к естественному развитию жизни. В настоящее время почти не осталось следов могил. Находят в основном на территориях парков и скверов. Там, где не было ранее строительства, где землю не перекапывали.
И фсе они, мля , были католиками?

14.08.2018 22:08

И чему теперь удивляться? писал(а):
что сотни тысяч умерших за всю историю поселения[/цитата


А мож потомками Чангис-хана какого?

История Руси переписана при Петре I на тевтонский лад.
Поэтому токо тюрки с тевтонами паслись вдоль Касмалы и Барнаулки, а челядь православная довольствовалась бассейном Пивоварки там и погост..
И чему теперь удивляться?

15.08.2018 00:41

И фсе они, мля , были католиками? писал(а):
А мож потомками Чангис-хана какого?

Почему нет? Если население было многонациональным, соответственно и могилки принадлежали разноплеменникам. Насчет строгого распределения по отдельным кладбищам очень сомневаюсь. Это в основном было прерогативой богатых.
Беднота жила и умирала, как получалось. Если рожали по 10-15, а выживали 2-3, взрослые жили до 40 лет, то в семьях похороны случались каждый год. Особо не заморачивались, могилки устраивали за оградой города.
Календарь
/ /
28.03.2024