В Барнауле у здания Алтайской краевой организации Союза художников России на улице Максима Горького, 63 «А» рабочие извлекли из земли гранитное надгробие 1904 года: именно в этом году умерла его «хозяйка», София Кулева. Об этом ИА «Банкфакс» рассказал искусствовед, реставратор памятников архитектуры Олег Поляков.
По его словам, о вывороченном из земли могильном камне он узнал еще рано утром 12 августа от главного архитектора города Сергея Боженко — сейчас у дома краевого Союза художников меняют асфальт на плитку, и, по словам г-на Полякова, покрытие было снято непосредственно перед самым входом в здание, где надгробие, очевидно, и нашли строители.
Нужно оговориться, что речи о самом погребении под зданием не идет. По предположениям г-на Полякова, камень перевезли на это место после 1911 года, когда кладбище на территории современного Нагорного парка закрылось. «Надгробие принадлежит Кулевой Софии Семновне. Кулев - это был у нас такой купец, владелец заводика кирпичного на рубеже веков, довольно деятельный такой барнаулец был. Как камень оказался здесь? Вот когда закрывали кладбище, я думаю, его просто увезли оттуда члены семьи, и он здесь остался. Тогда, наверное, на этом месте был кирпичный заводик купца Кулева — они обычно располагались за городской чертой, а в 1904 году только-только начали строить эти красные казармы, храм только Никольский поставили, так что это была окраина Барнаула. Заводик был скорее деревянной сарайкой, наполовину погруженной в землю, это только название — заводик. А может быть здесь был дом. Им не захотелось оставлять надгробие бесхозным, перевезли к себе, а когда строилось здание Союза художников, его, наверное, здесь и закопали, для укрепления фундамента, так оно и осталось, но это только мои догадки ни на чем не основанные», - рассказал искусствовед.
Вопреки распространившейся в СМИ версии о передаче могильного камня барнаульскому музею «Город», надгробие взялся «пристроить» настоятель прихода Храма Иоанна Предтечи, воздвигнутого на месте Нагорного кладбища, иерей Иоанн Мельников. Пока он не смог забрать находку — нужно найти транспорт и людей для погрузки. После того, как камень доставят в Нагорный парк, иерей Иоанн займется проверкой архивов, чтобы установить место захоронения Софии Кулевой и вернуть надгробие на место.
Отметим, что это далеко не первый могильный «привет» в этом районе: при обустройстве сквера рядом с бывшим католическим костелом, который сейчас занимает муниципальная аптека, строители в июле этого года извлекли человеческие кости. Прямо на месте работ в начале XX века существовали захоронения, некоторые из которых были потревожены. В свою очередь городская администрация, по словам католического сообщества, никаких мер для перезахоронения останков тогда не предприняла.
Фото: Евгений Клепиков
14.08.2018 10:10
да и домик сектантский на горе тоже на костях и надгробиях стоит
14.08.2018 11:22
14.08.2018 11:35
. Кадастровый учёт этих захоронений заведён в санэпеднадзоре или у какого главы муниципалитета ?
14.08.2018 11:37
14.08.2018 11:57
Качка Г. С. – начальник Колывано-Воскресенских заводов с 1785 по 1798 гг.
14.08.2018 13:25
-----------------------------------------------------------------------------------------
С таким же успехом можно предположить, что именно там, где нашли могильную плиту, находились захоронения. На их месте построили союз художников.
Когда хотим- объявляем некую территорию кладбищем; а если же надо, то скажем, ничего не было, привезли откуда-то могильную плиту просто на память.
14.08.2018 13:41
Если поселение Барнаул возникло возле речки Барнаулки , то естественно, что вокруг городка по всему периметру располагались захоронения. Таким образом, всюду на территории современного центра когда-то были могилы.
В течении почти трех столетий город разрастался во всех географических направлениях. Разумеется, строительство происходило на месте бывших кладбищенских погостов. Иначе и быть не могло.
14.08.2018 14:09
А могилки простолюдинов с деревянными крестами находились всюду вокруг городка.
Сколько людей умерло со времени основания Барнаула! Наивно думать, что все упокоены на Нагорном. Учитывая высокую рождаемость и низкую продолжительность жизни, эпидемии можно предположить, что сотни тысяч умерших за всю историю поселения никак не могли разместиться только на небольшом участке горы.
14.08.2018 14:20
14.08.2018 22:08
что сотни тысяч умерших за всю историю поселения[/цитата
А мож потомками Чангис-хана какого?
История Руси переписана при Петре I на тевтонский лад.
Поэтому токо тюрки с тевтонами паслись вдоль Касмалы и Барнаулки, а челядь православная довольствовалась бассейном Пивоварки там и погост..
15.08.2018 00:41
Почему нет? Если население было многонациональным, соответственно и могилки принадлежали разноплеменникам. Насчет строгого распределения по отдельным кладбищам очень сомневаюсь. Это в основном было прерогативой богатых.
Беднота жила и умирала, как получалось. Если рожали по 10-15, а выживали 2-3, взрослые жили до 40 лет, то в семьях похороны случались каждый год. Особо не заморачивались, могилки устраивали за оградой города.