Top.Mail.Ru
18+

"Алтайский" Штирлиц на службе Гитлеру: полная версия статьи о том, как сотрудник Алтайского крайвоенкомата возглавил разведку власовской армии.

Предлагаем вашему вниманию полную версию интересной статьи барнаульского исследователя Евгения Платунова, предоставленную им специально для читателей сайта "Банкфакс" (сокращенный вариант статьи опубликован 1 ноября газетой "Свободный курс").

Тема сотрудничества наших соотечественников с немцами в годы Великой Отечественной войны до сих пор остается полузапретной. Но в отличие от советских времен, когда на ее мало-мальски объективное изучение было наложено жесткое табу, сейчас речь идет, скорее, о самоцензуре со стороны историков и журналистов. Причина самоцензуры понятна: слишком тяжелая психологическая травма была нанесена в период войны.

В этой ситуации легче забыть о горьких страницах истории. Однако всякое умолчание вредно. Хотя бы потому, что помогает сохраняться и даже укрепляться лжемифам, вроде того, что генерал ВЛАСОВ сдал фашистам в 1942 году свою армию. Такая легенда оскорбительна для десятков тысяч бойцов Второй ударной, в том числе для ветеранов сформированной в Алтайском крае 87-й кавалерийской дивизии, которые храбро сражались с врагом.

Во время первой мировой войны 1914-1918 гг., несмотря на все усилия австро-венгерского командования и соответствующих вербовочных мероприятий среди пленных чинов российской императорской армии, противнику удалось сформировать лишь отдельную стрелецкую бригаду "Сiч" (около 7 тыс. человек). При этом многие "сичевики" происходили из Галиции и даже не имели российского подданства. Спустя всего 25 лет, с 13 ноября 1941 года по 1 мая 1944 года, согласно распоряжению Главного командования сухопутных сил Германии ("ОКХ"), освобождению из плена подверглись 535.523 советских военнопленных, подавляющее большинство которых (не менее 80-85%) - для несения службы в составе "Восточных войск вермахта" (по данным статистического исследования под редакцией генерал-полковника КРИВОШЕЕВА). По подсчетам петербургского историка Кирилла АЛЕКСАНДРОВА, общая численность только офицерского корпуса РОА - тех, кого на апрель 1945 года де-юре можно называть "власовцами", составляла примерно 4,5-6 тыс. человек. Среди них было много белоэмигрантов, но подавляющее большинство - советские граждане. В конце войны в Вооруженных силах так называемого "Комитета освобождения народов России" проходили службу: 1 генерал-лейтенант Красной Армии, 5 генерал-майоров, 2 комбрига, 29 полковников, 1 бригадный комиссар, 1 капитан I-го ранга ВМФ СССР, 19 подполковников, 41 майор, 5 военинженеров II ранга и т.д. Факт службы более 100 представителей старшего и высшего командно-начальствующего состава Вооруженных сил СССР в войсках, создававшихся на стороне противника, заставляет задуматься о беспрецедентном характере подобных событий для отечественной военной истории.

"Алтайский" Штирлиц на службе Гитлеру:
полная версия статьи о том, как сотрудник Алтайского
крайвоенкомата возглавил разведку власовской армии.

Власов в форме генерала Красной армии.



После разгрома фашистской Германии и капитуляции вермахта только от союзников было принято и зарегистрировано около 5 миллионов 416 тысяч советских граждан, из них 1 миллион 836 тысяч военнопленных, в том числе - 126 037 офицеров и 41 генерал. Еще примерно 250 тысяч советских военнопленных остались на Западе.

"Алтайский" Штирлиц на службе Гитлеру:
полная версия статьи о том, как сотрудник Алтайского
крайвоенкомата возглавил разведку власовской армии.

Власов со своим штабом на виселице - им вменялась в вину, прежде всего, диверсионная деятельность бывшего сотрудника Алтайского крайвоенкомата!



Среди этих 250 тысяч оказался и майор Иван ГРАЧЕВ, служивший до войны начальником 3-й части Алтайского краевого военкомата (так он тогда назывался), т.е. главным кадровиком. Приказом Главного управления кадров N 085 от 20 февраля 1946 года он был объявлен пропавшим без вести в сентябре 1941 года (служил старшим помощником начальника 1-го отделения общевойсковой разведки разведотдела штаба Ленинградского фронта). Но уже в июле 1946 года на закрытом заседании военной коллегии Верховного суда СССР (по обвинению ВЛАСОВА и Co) прозвучит его фамилия.

Фамилия конечно у Ивана ГРАЧЕВА не такая редкая, чтобы бросить тень подозрения сразу же именно на бывшего выпускника академии имени Фрунзе, с безупречным 12-летним стажем службы в Красной Армии. К тому же "некий ГРАЧЕВ" (как назвал его Власов) и тогда в 1946-м, и в 2001 году (в протесте военной коллегии Верховного суда Российской Федерации о пересмотре дела ВЛАСОВА) имеет инициалы "И.А." (кстати, эта фамилия звучит на 89-ти страницах материалов судебного заседания шесть раз!). Но Иван Матвеевич видимо не зря попал в армейскую разведку: он так запутал свои следы, что это разночтение попало во многие нынешние исследования о "власовцах": ему иногда добавляют к фамилии также "И.В.", не утруждая себя расшифровкой инициалов.

Формально власовская разведка во главе с майором Иваном ГРАЧЕВЫМ появилась только 8 марта 1945 года. Но приступил он к ее формированию не с лагерных нар. Еще в начале 1942 года под Смоленском ГРАЧЕВ вступил в диверсионную Абверкоманду-203 (более известную как "Русская Национальная Народная Армия", т.е. стал "власовцем" даже раньше самого ВЛАСОВА), командовал одним из ее батальонов. В мае в районе Вязьмы и Дорогобужа он участвовал в специальной операции Абвера "Седая голова" - попытке блокировать штаб 1-го гвардейского кавкорпуса Красной Армии и захватить его командира генерал-лейтенанта Павла БЕЛОВА. Об этих боях в 1994 году опубликованы воспоминания ветерана-военфельдшера из Бийска Ивана Петровича ШАТАЛОВА: "Круговую оборону мы держали... до 18 мая 1942 года, а потом немцы бросили на нас большие силы: и авиация бомбила, и артиллерия кромсала, шли в атаку регулярные части и власовцы...". (Хотя сам ВЛАСОВ в это время командовал 2-й Ударной армией на Волховском фронте, ветеран не ошибся, - все предатели, дравшиеся на немецкой стороне, для наших бойцов навсегда останутся именно "власовцами"). В этих боях из 300 бойцов РННА около 100 перешли на советскую сторону, до 70 было уничтожено, лишь 120 вернулись назад. Но самым крупным "достижением" РННА (если верить воспоминаниям "коменданта Центрального штаба" белоэмигранта Константина Кромиди) стала моральная победа: разведрота 1-го гвардейского корпуса под командованием Героя Советского Союза старшего лейтенанта КНЯЗЕВА целиком перешла на сторону РННА и влилась в ее ряды!

В феврале 1943 года ГРАЧЕВА перевели преподавателем в разведшколы Абвера - сначала в Тирасполе (при Абвегруппе "Зюйд"), а с декабря того же года он, приняв оперативный псевдоним "Владимир Алексеевич КОПЫЛОВ", исполнял обязанности начальника школы диверсантов в местечке Вана-Нурси в Южной Эстонии. В штабквартиру власовцев под Берлином ГРАЧЕВ прибыл в июле 1944-го из разведывательной абверкоманды-103 группы армий "Центр" (известной больше по книгам и фильмам как "Сатурн"). Личный состав его разведотдела составили 25 офицеров. Причем, все они были в разведке не новички: за обмен сведениями с немцами отвечал, например, бывший ставший лейтенант госбезопасности (подполковник - Банкфакс) Борис ГАЙ ("МАЛИНОВСКИЙ"), имевший стаж службы в органах ОГПУ-НКВД не менее 10 лет (в 1941-м - заместитель начальника УНКВД по Москве и Московской области).

"Алтайский" Штирлиц на службе Гитлеру:
полная версия статьи о том, как сотрудник Алтайского
крайвоенкомата возглавил разведку власовской армии.

Бывший власовский разведчик "капитан" Николай ЛАПИН в Воркутлагере. Осужден на 20 лет, в 1955 году амнистирован, жил в Новосибирской области.



Бывший старший лейтенант РККА Николай ЛАПИН (в 1941-м - старший помощник начальника 2-го отделения по агентурной разведке штаба 19-й армии Западного фронта) имел общий стаж службы в погранвойсках НКВД и РККА не менее 6 лет. У власовцев он дослужился до "капитана". За контрразведывательную деятельность в штабе и строевых подразделениях ВС КОНР и террористические акции в СССР отвечал майор ЧИКАЛОВ, имевший в Красной Армии звание батальонного комиссара и занимавший сначала должность начальника особого отдела НКВД одной из стрелковых дивизий, затем политработника крупного партизанского объединения, действовавшего в районе Днепр - Плавня. Он попал в плен в конце 1943 года вместе с командиром этой группы майором КИРПА (КРАВЧЕНКО), и в 1944 году оба присоединились к ВЛАСОВУ. 1-м отделением (общевойсковой разведки) заведовал Александр КРАФТ (оперативный псевдоним - "поручик ВРОНСКИЙ") - участник уличных боев в Сталинграде, который в 1943 году командовал отдельной разведротой при штабе 87-й гвардейской Перекопской стрелковой дивизии!

О растущем тогда значении разведки в РОА говорит создание в начале 1945 года в "Охотничьем домике" под Мариенбадом разведывательной школы РОА под руководством капитана БЕККЕРА-"ХРЕНОВА" - бывшего старшего лейтенанта госбезопасности и начальника особого отдела 1-й мотострелковой дивизии НКВД (служил в "органах" с 1921 года). В материалах процесса 1946-го эта школа, предназначенная для подготовки разведчиков и агентов, главным образом, в области тактики, выглядит опасным центром шпионажа, диверсий, террора и даже подготовки восстания в тылу советской армии - последнее обвинение предъявили лично ВЛАСОВУ. Именно существование этой школы Военная коллегия Верховного Суда СССР рассматривала как особо тяжкий пункт обвинения.

Опыт и знание методов работы противника (своих сослуживцев по Красной Армии!) помогли сорвать попытки покушения на своего шефа - генерала-предателя ВЛАСОВА. Всего по этому заданию работали 43 группы советских разведчиков общей численностью 1600 человек (в том числе группа бывшего учителя из Горно-Алтайска Героя Советского Союза Валентина НЕКЛЮДОВА - отряд "Боевой").

"Алтайский" Штирлиц на службе Гитлеру:
полная версия статьи о том, как сотрудник Алтайского
крайвоенкомата возглавил разведку власовской армии.

Бывший учитель из Улалы (Горно-Алтайска) Валентин НЕКЛЮДОВ, получивший задание: "уничтожить "Кабана" (Власова)



9 мая 1945 года ГРАЧЕВ (ставший в феврале 1945 года "подполковником ВС КОНР") сдался представителям 26-й пехотной дивизии 3-й армии США в районе Каплице-Крумау. Содержался американцами в лагерях Кладенска Ровна, Фридберг, Ганакер. Из последнего бежал, опасаясь насильственной репатриации. Скрывался в лагере Народно-Трудового Союза (НТС) Мехенхоф под Касселем. Вступив в НТС, возглавил его службу безопасности. Сотрудничал с представителями американских разведывательных и контрразведывательных служб в Западной Германии. В 1948-1949 годах сотрудники ЦРУ оперативным путем установили пребывание в Афинах человека очень похожего на ЧИКАЛОВА (его до этого американцы в Германии дважды арестовывали по подозрению в шпионаже в пользу СССР, но из Ганноверской тюрьмы тому удалось бежать). ГРАЧЕВ вылетел в Афины для опознания бывшего подчиненного, однако почувствовавший слежку ЧИКАЛОВ вновь скрылся и на этот раз пропал окончательно. В 1953-1954 годах ГРАЧЕВ вновь на "преподавательской работе" у новых хозяев - в американской разведшколе в Алатзее, затем в Бад-Висзее (ФРГ), намечалась его переброска в СССР. Умер ГРАЧЕВ во Франкфурте-на-Майне.

Судьба коллаборационистов в любой стране имеет закономерный финал. Никакие прежние заслуги не принимались во внимание, когда выносили смертный приговор маршалу Филиппу ПЕТЕНУ, спасшему Францию под Верденом в 1916 году, но опозорившему ее спустя два с половиной десятилетия (впрочем, в итоге почти 90-летнего вояку пощадили, заменив казнь на пожизненную отсидку). Норвежцы предали проклятию профашистски настроенного нобелевского лауреата писателя Кнута ГАМСУНА.

Судьбы советских коллаборационистов сложились по-разному. Но многие из них, кто вернулся на Родину, наверное, при жизни страдали от того, что вольно или невольно оказались причастны к совершению зла. И любые попытки их возвеличивания, кем бы они не были (хоть другом семьи и духовником нынешнего Патриарха) в конечном итоге заводят в нравственный тупик все общество. "Сколько раз за эти четыре года приходилось рисковать жизнью, становиться на самый край пропасти - все оказалось во имя лжи, неправды, прямой и примитивной измены", - резюмировал свои написанные "в стол" воспоминания Леонид САМУТИН, экс-капитан РОА, в довоенной гражданской жизни - преподаватель физики.

ПО ВОЗВРАЩЕНИИ ИЗ ПЛЕНА...

Командующий Ленинградским фронтом ЖУКОВ шифрограммой N 4976 от 28 сентября 1941 года предписал: "... Разъяснить всему личному составу, что все семьи сдавшихся врагу будут расстреляны, и по возвращении из плена они также будут все расстреляны".

Граф Григорий ЛАМЗДОРФ (это он красуется с русским национальным флагом на многочисленных фото парада в Пскове 22 июня 1943 года так называемой "сводной роты Гвардейской бригады РОА"):

-...Майор Грачев, командир целой нашей зоны, власовской, говорил: "Немцы, конечно, сволочи, но что с ними делать? Нельзя же и против Сталина, и против немцев быть? Куда же нам соваться?"

Из интервью "Радио Свобода", 8 января 2004 г.

ВЛАСОВ О "НЕКОМ" ГРАЧЕВЕ

"Председательствующий. Подсудимый ВЛАСОВ,...поднимался ли вопрос об активной диверсионной деятельности в советском тылу?

Подсудимый ВЛАСОВ. ...Я лично был настроен готовить руководителей восстаний в советском тылу, а не диверсантов. В штабе армии был создан контрразведывательный отдел во главе с неким ГРАЧЕВЫМ".

Из стенограммы закрытого заседания Военной коллегии Верховного суда СССР , 30 июля 1946 года

Вальтер ШЕЛЛЕНБЕРГ О РАЗВЕДОТДЕЛЕ РОА

"Ценную психологическую поддержку нам тайком оказывала так называемая "власовская армия", начертавшая на своем знамени "Освободим Россию от советского режима". Между нами и дезертиром из русской армии генералом ВЛАСОВЫМ и его штабом существовало соглашение, по которому ему было представлено право создать собственную разведку, при условии, что добытая информация будет доступна и мне. Такая форма сотрудничества меня абсолютно устраивала".

Из книги "Лабиринт"

ПЛАНЫ ВЛАСОВСКОЙ РАЗВЕДКИ

"Полк особого назначения должен был проводить агитацию и пропаганду в частях Красной Армии за переход в будущую "РОА", совершать террористические акты против руководителей партии, Советского правительства и высших военных чинов. Имелось в виду, что специально подготовленные группы из состава этого полка будут переброшены в районы Москвы, Ленинграда, Куйбышева, Свердловска, Горького, Иваново и Ярославля с целью создания там антисоветского подполья, внедрения в части Красной Армии агентов для разложения моральных устоев и совершения террористических актов. Намечалось забросить 75 групп только в г. Москву. Планировалась также и подготовка специальных групп для проведения разведывательной работы в частях Красной Армии. Для осуществления террористических заданий должны были выделяться специально подготовленные люди. Предусматривалось совершение терактов против СТАЛИНА, МОЛОТОВА, КАГАНОВИЧА, БЕРИИ, ЖУКОВА, ВАСИЛЕВСКОГО. В круг деятельности этого полка входила также заброска диверсионных групп для организации выступлений заключенных и ссыльных на стороне ВЛАСОВА. В задачи стрелкового полка входили вооруженные выступления на отдельных участках фронта, организация перехода красноармейцев на сторону немцев, захват ценных документов и "языков"... Руководителями двух первых групп по 3-4 чел. для заброски в тыл СССР планировались подполковник БОЧАРОВ А. и майор ГРАЧЕВ И.А.".

Из материалов процесса 1946 года над Власовым.

ВРАЖЕСКИЙ ДИВЕРСАНТ - В АЛТАЙСКОЙ ДИВИЗИИ

Попавший в плен красноармеец 765-го полка 5-й гвардейской стрелковой дивизии Абдорахим Байгузинов был заброшен немцами с заданием - устроиться поваром в одну из воинских частей и отравить красноармейцев ядом, который получил от немцев при вербовке.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОЛХОЗА - КАРАТЕЛЬ

Председатель колхоза "Революция" в селе Загайново Тальменского района Иван Вахненко во второй половине 70-х или начале 80-х годов был опознан на курорте своим выжившим земляком - как каратель в годы Великой Отечественной войны на Украине. Якобы, участвовал в поджоге целой деревни, уничтожении ее жителей.

ТЮМЕНСКИЙ "НЕВОЗВРАЩЕНЕЦ"

Шигап Нигматуллин родился в 1913 году в д. Венчики Дубровинского (ныне Ярковского) района. Работал учителем, в октябре 1939 года его призвали в армию, в ноябре 1941-го около д. Каменка на реке Волхов попал в плен. До сентября 1942 года лейтенант Нигматуллин содержался в лагере "Офлаг-3-А" в Лукенвальде. Потом преподавал историю татарского народа в школе пропагандистов организации "Идель-Урал". Был редактором одноименной газеты, под псевдонимом "Нигмати" писал статьи и стихи с обоснованием идеи создания государственного образования татар, участвовал в формировании "волго-татарского легиона" из военнопленных-татар. По состоянию на 10 октября 1944 года в 12 батальонах легиона служило 11 тысяч татарских добровольцев. Во всесоюзный розыск Нигматуллин был объявлен МГБ СССР в 1950 году. Через два года "Нигмати" объявился в Мюнхене на радиостанции "Свобода". Попытки тюменских чекистов заманить его в родные места окончились неудачей. В июне 1983-го розыскное дело на шефа татарской редакции радио "Свобода" в 3-х томах - 1378 листов - сожгли (осталось лишь постановление о таком решении).

Подготовил Евгений ПЛАТУНОВ
Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 3
Сергей

01.11.2007 19:32

Почему-то и этот автор не указывает численность власовской армии, а ее форму носило 800 тысяч, но конкретно власовцев было 400 тысяч, а остальные всякие национальные легионы и т.д.
Но важен другой момент, что со слов духовного отца Власова,(сейчас не помню фамилию, но желающие могут найти в инете, ссылку мне не охото искать) заявлений на вступление во власовскую армию подало 800 тысяч, но они не были удовлетворены, и, как говорят многие специалисты, Власову, без особого труда удалось бы сформировать 2 млн. армию. Но немцы испугались, иметь такое количество вооруженных русских у себя в тылу.
Вообще у немцев, во время войны служило около 1.5 млн. наших соотечественников.
Платунов

06.11.2007 12:15

Рекомендую Сергею прочитать это интервью(НА РАДИОСТАНЦИИ «ГРАД ПЕТРОВ» (2) 11 МАЯ 2004 ГОДА)наиболее авторитетного на сегодняшний день специалиста по РОА К. Александрова: "Вопрос - И поэтому все разговоры о тех добровольцах в разных разрозненных частях, которых ошибочно называли власовцами до 1944-го года не правомочны? Ответ (К.Александров): Конечно.Они носят свою эмблему РОА, они подчинялись все своим командирам и формально они все входили в такую структуру, которая называлась Osttruppen (Острупен) – Восточные войска Вермахта. Вот эти все батальоны РОА, полки, роты составляли этот Osttruppen (Острупен), а командовал ими в начале Гельмих, потом на эту должность был назначен Кёстринг, а Власов был просто пропагандистской фигурой"
Туганов В.Ю.

08.07.2008 03:53

Знай и учи свою историю и увожай своих предков каких бы цветов они у вас не были !!!!!!!!!!
Календарь
/ /
07.05.2024