16 ноября газета «Ведомости» опубликовала статью «Передел России»,
в которой утверждает, что в предвыборную программу Дмитрия Медведева
может войти идея реформировать нынешние 83 региона России в 20
агломераций-мегаполисов.
О том, что в правительстве и администрации президента работают над
совершенствованием территориальной организации России, знают три
чиновника правительства, утверждают «Ведомости». Эта тема может
прозвучать в послании Федеральному собранию, полагают два из них.
Пресс-секретарь президента Наталья Тимакова не стала подтверждать или
опровергать информацию «Ведомостей»: «Практики комментировать идеи,
которые могут быть в послании, нет».
«Менять карту страны — нужная, но непростая задача, делать все нужно
крайне аккуратно, любой передел приведет к борьбе за инвестиционные
ресурсы», — предупреждает оставшийся анонимным чиновник правительства.
Тем не менее «Ведомости» ознакомились с предложениями о переделе карты
России.
Нынешняя территориальная организация несовершенна, говорится в документе: территориальные органы федеральных органов власти находятся
не там, где нужно, а там, где есть лимиты на предельную численность
сотрудников, оптимизация сети школ, поликлиник, больниц, почты,
отделений Сбербанка снижает качество жизни на сельских территориях и в малых городах. Из-за погони за показателями бюджетных расходов
ослабляется территориальная политика государства. Власти субъектов
сами решают, какой населенный пункт сельский, а какой — городской.
Надо наводить порядок, говорится в документе: ввести критерии
численности населения для городов и поселков и установить единые
критерии размещения территориальных федеральных органов. Сейчас 90%
городов России — малые города с населением до 100 000 человек,
половина из которых монопрофильные: их производство адаптировано к одному сегменту рынка. Из-за этого в стране кризис городского
расселения: население большей части моногородов законсервировано,
возможности для восстановления его потенциала нет. Число жителей не растет, институты социализации городского типа (школы, институты,
театры, музеи) почти отсутствуют.
Развивать малые города бесперспективно, сказано в документе. Надо идти
другим путем: создать общие условия для ускоренной миграции населения
из монопрофильных городов в большие и таким образом обеспечить перевод
процесса урбанизации на качественно иную основу.
Горожане уже давно сами расселяются по экономическим законам, это надо
институализировать. Тенденции таковы: доля городского населения
растет, но его численность снижается из-за общего снижения населения
России (на 0,1% в год), растут и ускоренно развиваются крупные и сверхкрупные города за счет малых, а не за счет сел, как раньше. К 2025−2030 гг. из-за сокращения абсолютной численности городского
населения примерно на 15% только шесть крупных городов могут
рассчитывать на небольшой рост населения: Москва, Санкт-Петербург,
Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург и Самара. Миллионники Омск,
Казань, Уфа, Челябинск, Ростов-на-Дону, Пермь будут уменьшаться.
Пришло время решать, говорится в документе, сохранять ли провинциальную городскую систему России, которая за последние годы
потеряла более 20 000 населенных пунктов, или сосредоточить ресурсы
для привлечения инвестиций и модернизации.
Население концентрируется там, где производится большая добавленная
стоимость и возникают лучшие условия его воспроизводства, приложения
труда и капитала.
Не надо идти против течения — надо развивать мегаполисы и городские агломерации. В документе приводится примерный
каркас поселенческой структуры России, он будет состоять из 20 крупных
агломераций с населением более 1 млн человек.
Стоит отметить, впрочем, достаточно поверхностный подход авторов к декларируемым агломерациях. Так, в Сибири декларируется создание пяти агломераций из двадцати. При этом все они выглядят достаточно странными или просто отражают сложившееся сегодня положение дел. В частности, Иркутская, Красноярская и Омские агломерации в сложившейся схеме расселения, миграционных потоков и транспортной доступности имеют долговременный устойчиво негативный прогноз роста населения и не располагают ресурсами в виде объемного населения малых городов. Таким ресурсом в Сибири сегодня обладают лишь Алтайский край и Кузбасс. В последнем также предполагается создать агломерацию, но в достатчоно странной конфигурации — на основе неформальной столицы южного, угледобывающего Кузбасса — Новокузнецка и большого количества окружающих его малых и средних шахтерских городов. При этом региональную столицу — Кемерово, связанную с Новокузнецком хорошим четырехрядным шоссе, вводить в состав агломерации не планируется. Полностью не попадает в планы агломераторов и Алтай. Достаточно жизнеспособной выглядит новосибирская агломерация — но она заявлена лишь в тех границах, в которых естественно сложилась к настоящему времени. При этом в планах никак не отражены естественные процессы наращивания агломерационных связей вдоль основной транспортной магистрали Сибири — М-52 по линии Новосибирск — Барнаул- Бийск — Горно-Алтайск, где активное развитие агломерационных процессов сдерживается сегодня лишь низким логистическим потенциалом отдельных участков магистрали.
Крупные города уже стали центрами регионального развития, ключевыми точками освоения и удержания значительных территорий. Образовать высокоурбанизированные территории можно за счет межгородских пространств: единая скоростная система общественного транспорта, вынос производств за пределы центров агломерации, переселение людей в пригороды, формирование общего торгового, образовательного и культурного пространства. Создание агломераций не требует механического объединения населенных пунктов, необязательно создавать единое муниципальное образование, сказано в документе: нужно координировать планы территориального и инфраструктурного развития, предоставить свободный миграционный режим.
Основа новой экономики — трехмиллионные агломерации, сказано в документе: «Здесь на основе достижения критической массы интеллектуальных ресурсов формируется инфраструктура знаний, реализуется новая модель городского управления и концепция креативного города». В новой модели городского управления будут нужны сити-менеджеры, развитая электронная система взаимодействия, многофункциональные центры предоставления городских сервисов и публичных услуг.
Если агломерации будут развиваться стихийно, то могут возникнуть серьезные риски для государства, создаваться дисбалансы в территориальном развитии, говорится в документе, поэтому ими нужно управлять. Но сегодня законодательство не позволяет формировать подобные институты: формирование агломераций противоречит системе межбюджетных отношений. Границы агломерации не соответствуют нынешнему административному делению, будут проблемы с распределением бюджетных денег, говорится в документе.
16.11.2010 17:14
16.11.2010 17:20
16.11.2010 17:27
16.11.2010 17:50
16.11.2010 18:05
16.11.2010 19:18
16.11.2010 19:51
16.11.2010 22:26
17.11.2010 12:50