18+

Политическая конъюнктура могла скорректировать позицию алтайских властей по муниципальной реформе (обновлено)

Глава Алтайского края Виктор Томенко высказался на тему реализации муниципальной реформы в регионе. Губернатор считает, что необходимости торопиться и переходить на одноуровневую систему организации публичной власти в данный момент нет. По его мнению, пока для края оптимально сохранить двухуровневую систему – для спокойствия жителей. При этом он дал понять, что власти не против вернуться к этому вопросу через год-два – судя по всему, уже после выборов 2026 года.

На вопросы, касающиеся реализации федерального закона № 33-ФЗ, Виктор Томенко ответил в рамках интервью ГТРК «Алтай». Речь шла как о выборе системы организации публичной власти, так и об участии глав субъектов РФ в назначении руководителей органов местного самоуправления. Губернатор напомнил, что федеральный закон дал несколько возможностей регионам самостоятельно определяться с видом муниципального образования. Есть возможность перейти на одноуровневую или сохранять двухуровневую систему.

«Регион может принять решение, оформив его в виде своего регионального закона. То есть представительные органы должны принять решение, а исполнительные органы – взять их в работу. Мы видим, что некоторые регионы уже по этому пути пошли, выбрали только одноуровневую систему. Например, Красноярский край, Республика Алтай и так далее. Мы у себя этот вопрос обсуждаем, время на принятие решения еще есть. Я полагаю, необходимости торопиться с принятием такого решения нет. В целом, думаю, что наиболее оптимальный вариант для Алтайского края, учитывая и всю историю, и текущее положение дел, и, самое главное, желание, настроение людей, – сохранить двухуровневую систему», – высказал свою позицию губернатор.

Однако по риторике Томенко нельзя однозначно сказать, продолжится ли «окружная» реформа в Алтайском крае или нет. Не исключено, что речь может идти о временном замедлении этого процесса. По словам главы региона, «двухуровневая система позволяет перейти на одноуровневую систему в тех муниципалитетах, где люди уже убедились в необходимости такого решения».

«Никто не ограничивает возможностей для того, чтобы перейти на систему одноуровневую еще через год-два, когда для этого созреют условия. Думаю, что с точки зрения уважения к позиции людей, сохранения взаимопонимания и спокойствия в обществе, это оптимальный на сегодняшний день формат», – подчеркнул губернатор Алтайского края. Вполне вероятно, что «условия» для этого появятся сразу после проведения основной выборной кампании в АКЗС и Госдуму.

Стоит отметить, что корректировка позиции краевых властей по данному вопросу, скорее всего, не является случайностью. Наблюдатели полагают, что муниципальная реформа может стать той самой точкой напряжения, которую оппозиционные силы в выборном 2026 году потенциально могут использовать для зарабатывания политических очков.

Об этом в частности упоминал вице-спикер АКЗС, единоросс Денис Голобородько, комментируя итоги нынешней муниципальной кампании. После сентябрьских выборов он обратил внимание на «невысокий уровень интереса к реальной работе на местах некоторых политических сил, которые активно пытались «участвовать» в судьбе муниципалитетов при обсуждении вопроса о преобразовании ряда районов», имея ввиду представителей КПРФ, которым удалось взять всего шесть мандатов (1,24 %) из 483, хотя с трибуны АКЗС несколько месяцев партия осуждала «окружное» преобразование.

Более того, алтайские коммунисты активно наведывались в районы края, которые заявляли о желании перейти на одноуровневую систему самоуправления. Представители КПРФ проводили с жителями встречи, пытались уличить местные власти в ограничении прав граждан, допущении нарушений при проведении публичных слушаний и оказании давления на население. Однако серьезно повлиять на выбор ряда муниципалитетов им не удалось, хотя некоторые районы все же отказались от преобразований.

Попытку вмешаться в ситуацию на федеральном уровне предпринял и лидер КПРФ Геннадий Зюганов, который поднял этот вопрос на совещании с руководством фракций Госдумы и президентом РФ Владимиром Путиным. «Это вопрос исторического выживания. Татарстан отказался выполнять это и многие другие. Некоторых через колено ломали по этому вопросу. Это недопустимо», – заявил Зюганов. Лидер фракции коммунистов добавил, что низовой уровень должен иметь своих людей, иначе жителям придется ехать из районов 50 км или больше. Во время дискуссии с ним Путин согласился, что необходимо подумать над этим вопросом. «Здесь Геннадий Андреевич прав, не наездишься, не насмотришься <…> Уровень ответственности даже на поселковом уровне очень важен», – отметил тогда президент.

Впрочем, присутствовавший на встрече первый замруководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко тут же пояснил, что в России принят компромиссный закон, позволяющий регионам самостоятельно решить, переходить ли им на одноуровневую систему либо сохранить двухуровневую. Кириенко добавил, что многие регионы как раз и оставили двухуровневую систему МСУ. Тем не менее для многих субъектов РФ тема действительно остается горячей.

Тезисы о «ликвидации сельсоветов» и «уничтожении власти на местах», вероятно, будут использовать и алтайские справедливороссы, которые уже несколько месяцев активно качают тему отказа от перехода на одноуровневую систему, по-видимому, считая ее одной из перспективных на выборах 2026 года. Так, депутаты фракции СРЗП в краевом Заксобрании в течение года регулярно транслировали, что позиция социалистов неизменна: «Считаем, что упразднение сельсоветов ведет к отстранению населения от осуществления местного самоуправления. Это не способ решения кадровой проблемы на местах».

В этой связи «партии власти», вероятно, в целях повышения доверия избирателей, было бы выгоднее временно сбавить темпы преобразований муниципалитетов, которые не готовы становиться округами, и вернуться к данному вопросу уже после выборов. Не исключено, что после того, как на ситуацию обратил внимание президент, регионам было рекомендовано временно отложить этот процесс.

Напомним, что муниципальная реформа в России должна завершиться до 1 января 2027 года, именно после этого будет полное понимание того, как система будет работать, и как будут назначаться главы муниципальных образований.

Отметим, что в течение этого года депутаты Алтайского краевого Заксобрания поддержали преобразование восьми районов в муниципальные округа. Речь идет о бывших Зональном, Ключевском, Кулундинском, Немецком национальном, Панкрушихинском, Петропавловском, Солонешенском, Табунском районах, которые приняли решение перейти на одноуровневую систему.

В связи с этим в муниципалитетах необходимо сформировать новые органы местного самоуправления в переходный период. Выборы в первые созывы советов депутатов преобразованных муниципалитетов прошли в Алтайском крае в единый день голосования – 14 сентября 2025 года. Как сообщалось ранее, в каждый представительный орган нового муниципального образования местные жители избрали по 15 депутатов. Большинство мандатов забрали представители партии «Единая Россия». Теперь новообразованным округам предстоит выбрать глав.

UPD 10:00 (09.10.2025): цитата губернатора Виктора Томенко, приведенная из интервью, которое он дал ГТРК «Алтай», была искажена пресс-службой правительства Алтайского края. Речь идет о следующем предложении: «В целом, думаю, что наиболее оптимальный вариант для Алтайского края, учитывая и всю историю, и текущее положение дел, и, самое главное, желание, настроение людей, – сохранить двухуровневую систему». В самом же интервью глава региона сказал: «В целом, думаю, что наиболее оптимальный вариант для Алтайского края, учитывая и всю историю, и текущее положение дел, и, самое главное, желание, настроение людей, – сохранить смешанную систему». В пресс-службе правительства Алтайского края подтвердили, что последний вариант верный, и губернатор говорил о сохранении смешанной системы. В сообщениях на сайте кабмина, в соцсетях и мессенджерах цитата уже исправлена.

Фото: правительство Алтайского края
Цитата:

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 10
avatar
Почему инициатива всегда исходит от политиков- 1% ХВОСТ ВИЛЯЕТ СОБАКОЙ и Слуг Народа?

08.10.2025 14:14

Это же имитация жизни, плутовство. Мнение Хозяина- НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ ВЛАСТЬ НАРОДА РФ 99% беспартийную политиков не интересует, не волнует... Политики и Слуги Народа страдают от мании величия, комплекса превосходства, ЭГОизма, постоянно нагнетают социальную напряженность. За Местное Самоуправление решает не местное самоуправление, все шиворот навыворот, закон не всегда справедлив, а справедливость не всегда законна. искаженная реальность, ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ... буду- не буду, хоч4у- не хочу...
| 12 | 4
avatar
1

08.10.2025 14:39

Верно!
| 4 | 1
avatar
филолог

08.10.2025 15:53

Вы бы научились сначала связанно выражать свои мысли. А то такое ощущение, что каша в Ваших высказываниях следствие кашы у Вас в голове.
| 7 | 4
avatar
Местный

08.10.2025 14:17

ВикторПетровичу стыдно признаться. что его позиции в АКЗС мягко говоря шаткие, как и в целом в крае. Это обусловлено как слабостью команды, где нет единства, так и отсутствием управленческих качеств самого Томенко. Необходимость реформы инициирована Администрацией Президента. Расклад отношений между АП и губернатором не в пользу последнего в связи с провалом ряда программ на которые были выделены федеральные средства. В сухом остатке- ожидаем смены руководителя региона и перезапуск муниципальной реформы.
| 25 | 3
avatar
Vitek

08.10.2025 14:36

вот по барабану его позиции. что им сверху скажут, то и будут делать. разделения властей уже всё-равно нет, а демократии и не было никогда. поэтому вся эта мышиная возня народу не холодна, ни жарка!
| 20 | 1
avatar
гость

08.10.2025 14:43

да, Томенко тот еще кадровик. Коррупция, кумовство, когда члены правительства продвигают своих
| 21 | 1
avatar
Счетовод

08.10.2025 18:19

Он и раньше так говорил - хотят районы переходить на округа, не надо им мешать. Не хотят, подгонять тоже не надо. Что нового-то?
| 7 | 2
avatar
Да

08.10.2025 19:00

Как же надоело всё это читать,не мытьём так катаньем ,не нужны люди в деревнях,поэтому заходили снова кругами. Округа то зажили? Где Залесово? Хоть похвалился бы.
| 9 | 1
avatar
Слесаренко И П

09.10.2025 09:08

Жаль, что наш губернатор только сейчас понял - нельзя добровольно- принудительно ликвидировать сельсоветы и вводить одноуровневую систему управления. В Славгороде ещё в 2015 году незаконно ввели одноуровневую систему управления, которая ни к чему хорошему не привела. Хотелось бы увидеть анализ краевой администрации по данному вопросу. Какая экономическая эффективность, что славгородцы "нашли" и что "потеряли". В чем выгода? Или все это для галочки?
| 4 | 1
avatar
Пийос

09.10.2025 11:38

Ошибаться можно, врать нельзя
| 3 | 0
05.12.2025