По состоянию на конец 2025 года в исправительных учреждениях Алтайского края содержится порядка 6000 заключенных. За последние 10 лет их число сократилось почти в три раза, сообщил 9 декабря уполномоченный по правам человека в Алтайском крае Антон Васильев в ходе общения с журналистами.
По словам алтайского омбудсмена, еще 10 лет назад число заключенных в колониях региона насчитывало 16-18 тысяч человек, пять лет назад этот показатель сократился до 10-12 тысяч, а на сегодняшний день он стал меньше почти втрое – 5000-6000 человек. Одной из причин Антон Васильев назвал желание осужденных искупить свою вину и отправиться из мест лишения свободы в зону специальной военной операции. Вторая – общая тенденция падения уровня преступности в России. Впрочем, он отметил, что говорить о тотальном снижении количества совершенных преступлений не приходится, поэтому, несмотря на невысокую заполняемость колоний сегодня, речь об оптимизации учреждений пенитенциарной системы пока не идет.
Более того, Васильев выразил мнение, что после СВО преступность в стране может снова возрасти, поэтому было бы опрометчивым шагом сливать несколько исправительных учреждений в одно, а «лишние» здания консервировать, чтобы возобновить в них работу при необходимости. По словам омбудсмена, опыт других регионов показал, что подобная временная «заморозка» зданий приводит к тому, что в объектах потом невозможно восстановить прежнюю деятельность.
Более 120 заключенных в Алтайском крае вывели на уборку мемориалов и памятников ко Дню Победы
Также он рассказал, что обращения по части уголовно-исполнительного законодательства по-прежнему занимают второе место в общем списке поступивших в приемную уполномоченного жалоб – 12 % от общего числа в 2025 году. Чаще всего осужденные просят решить бытовые проблемы (отсутствие освещения, ветхие камеры), а также сообщают о нехватке квалифицированной медицинской помощи.
По данным уполномоченного по правам человека в регионе, на данный момент в системе УФСИН занято только 60 % медицинских кадров, в связи с чем наблюдается острая нехватка специалистов. «Несмотря на то, что численность заключенных снижается, болеть они не перестают, а вот медпомощь не всегда могут получить», – посетовал Васильев. Он также добавил, что нередко ему приходится вмешиваться в ситуации отсутствия необходимых препаратов и оборудования для больных гепатитом, онкологией и других серьезных заболеваний, и еще с большим трудом удается отстоять их право получить квалифицированную помощь вне стен колонии.
Отдельно омбудсмен остановился на проблеме системы пробации для заключенных в крае, то есть их социальную адаптацию, реабилитацию и ресоциализацию. Эта работа направлена на предупреждение рецидивов. Она должна включать исполнительную (при наказаниях без изоляции), пенитенциарную (в колониях, в период подготовки к освобождению) и постпенитенциарную (после освобождения) пробацию, с помощью которой бывшим заключенным помогают с трудоустройством, жильем, образованием и медицинским обслуживанием. Однако на деле только единицы осужденных встают на этот путь. По мнению Васильева, решению данной ситуации могло бы способствовать создание общественной организации, которая взяла бы на себя работу с заключенными по направлению их на путь исправления, но такой в регионе, к сожалению омбудсмена, пока нет.
09.12.2025 14:04
09.12.2025 14:31