Губернатор Виктор Томенко дал поручение Минстрою региона и КГКУ «Единый заказчик капитального строительства Алтайского края» подготовиться к осуществлению функций строительного контроля при капремонте школ. На эти цели из бюджета региона придется выделить порядка 150 млн рублей, заявил глава алтайского Минстроя Иван Гилев в ходе совещания в правительстве 16 декабря. По словам министра, острая необходимость в этом возникла на фоне ряда скандальных случаев при проведении работ в образовательных и других казенных учреждениях.
Одним из основных вопросов правительственного совещания 16 декабря стал отчет главы краевого Минстроя Ивана Гилева и руководителя КГКУ «Единый заказчик капитального строительства Алтайского края» Александра Морозова о деятельности учреждения в течение последних 10 лет и планах по строительству и капремонту региональных объектов в будущем году. По словам министра, с 2016 по 2025 годы включительно благодаря работе учреждения построили и отремонтировали 121 объект краевой и муниципальной собственности на общую сумму 26 млрд рублей. Из них 71 объект - здравоохранения, 20 - образования, пять - культуры, два - соцобеспечения и т. д.
В 2026 году запланированы строительство и реконструкция 16 объектов, часть из которых не были завершены в 2025 году, в том числе хирургический корпус краевого Центра охраны материнства и детства, Алтайский краевой противотуберкулезный диспансер, поликлиники в Зональном, Смоленском, Камне-на-Оби и Барнауле, краевая офтальмологическая больница, спортядро школы в Шарчино, реконструкция проблемной кровли в Советском, строительство школы № 31 В Бийске, школа в селе Бочкари Целинного района, реконструкция музколледжа в Барнауле, два объекта культурного наследия в краевом центре, здание эллинга на гребном канале и административное здание по улице Пролетарской в Барнауле. Кроме того, запланировано проектирование еще шести объектов. Общий объем финансирования этих объектов составит 2,9 млрд рублей.
Цена долгостроя художественного музея в Барнауле может достичь 3,5 млрд рублей к 2028 году
Гилев обратил внимание губернатора и коллег из других ведомств, что не все процессы в данной сфере проходят гладко. Зачастую растягиваются сроки выполнения работ, растет стоимость. По словам министра, иногда это происходит по объективным причинам: рост цен, изменение номенклатуры, ужесточение требований законодательства, а порой из-за недостаточной квалификации подрядчика или его недобросовестности. В результате проектную документацию на ряде объектов приходится переделывать ни один раз, что приводит к значительному удорожанию объекта. В частности, с такой ситуацией пришлось столкнуться при реконструкции здания Художественного музея на площади Октября, проект которого не могут завершить уже 13 лет. Министр признал, что ряд вопросов решается только после прямого включения главы региона в эту проблему.
Присутствующий на заседании зампрокурора Алтайского края Вячеслав Шипиев тут же попенял докладчику, что в текущем году так и не удалось завершить работы по капремонту музыкального колледжа в Барнауле, хотя сроки и так переносили четыре раза – с 2023 года. С той же ситуацией, по словам представителя надзорного ведомства, в крае столкнулись при строительстве спортядра в Повалихе и краевой туббольницы № 1. В связи с этим у Шипиева возник вопрос, почему нередко в регионе происходит так, что договоры на строительство или капремонт дорогостоящих социальных объектов заключают люди, которые не имеют достаточных знаний в этой сфере. Возможно, правильно было бы настроить работу ведомства так, чтобы проектная документация таких объектов проходила строительный контроль Единого стройзаказчика, и ее не приходилось бесконечно переделывать, предположил зампрокурора края. «Ведь на это тратятся огромные суммы краевых средств, и они уходят», - выразил обеспокоенность Шипиев.
В ответ Иван Гилев заявил, что губернатор Виктор Томенко уже дал поручение Минстрою региона и Единому стройзаказчику подготовиться к осуществлению функций строительного контроля при капремонте школ. На эти цели из бюджета региона придется выделить порядка 150 млн рублей. При этом он отметил, что для получения возможности проведения строительного контроля по торгам, необходимо выполнить ряд требований: нарастить кадровый потенциал учреждения, зайти в саморегулируемую организацию и получить соответствующий сертификат, аттестовать сотрудников, которые будут осуществлять строительный контроль, и только после этого можно будет двигаться дальше.
«Почему необходимо отдельное финансирование? Все доходы, которые Единый стройзаказчик получит по торгам, вернутся в краевой бюджет, в отличие от тех денег, которые уходят на осуществление строительного контроля коммерческими организациями. При ведении торгов, возможно, придется понижаться до нуля, чтобы отыграть у коммерческих фирм. Если Минфин поддержит, эту работу готовы начать», - заявил Гилев.
Глава министерства финансов Алтайского края Данил Ситников в свою очередь заявил, что казна готова поддержать, но пока не видит оформленного финансового обоснования и соответствующе заявки. «Мы готовы поддержать все, что поддерживает Виктор Петрович, но пока никакого документа по стройконтролю у нас нет, только пол-листика, на которых эта потребность изложена. При этом если потребность есть, а ресурсы заложены в КАИП, нужно их оттуда изъять и направить Единому стройзаказчику, если такое решение будет принято», - заявил глава алтайского Минфина.
Вице-спикер Алтайского Заксобрания Денис Голобородько в свою очередь поинтересовался, как проводились расчеты по необходимому финансированию стройконтроля, и почему был определен объем в 150 млн рублей. Руководитель Единого стройзаказчика Александр Морозов ответил, что для осуществления данной функции учреждению необходимо принять на работу около 20 технических специалистов. «Предварительные расчеты на наше содержание с последующим возмещением в бюджет - это около 35 млн рублей по одному году, когда будет необходимо нарастить материальную базу и пр. И порядка 20 млн рублей в фонд оплаты труда в последующие годы», - подытожил Морозов.
Главный федеральный инспектор по Алтайскому краю Юрий Земский между тем призвал обращать пристальное внимание не только на организацию строительного контроля, но и на комплексную работу всех краевых ведомств. «Если у нас строится школа, это не значит, что ответственность несет только Минстрой, а остальные министерства - Минобр, Минтранс и другие - остаются в стороне. В итоге получается так, что школу построили, а подъездных путей к ней нет, потому что Минтранс не включился в работу. Мы все это с вами видим, но почему-то не планируем заранее», - посетовал Земский.
В Родинском районе намерены разморозить строительство школы, которое тянется с 2021 года
По итогам обсуждения губернатор Виктор Томенко поблагодарил Единого стройзакзчика за проделанную работу и ответственность, которое учреждение взяло на себя и добросовестно исполняет. В то же время он призвал коллег отметить и зафиксировать проблемные моменты, которые прозвучали в ходе совещания. Он также заявил, что на уровне правительства региона продолжат решать отдельные задачи по типу ремонтов сложных и дорогостоящих объектов, часть из которых придется забирать из муниципального на краевой уровень. «Зачем отдали такой объект в Родинский район? Это была ошибка, а мы теперь расхлебываем, а предметного обсуждения я что-то не припомню. Больше таких допускать не надо», - посетовал он.
Глава региона также признал, что на сегодняшний день единицы муниципалитетов в крае способны самостоятельно выступать заказчиком серьезных капремонтов, уверенно среди них можно назвать лишь краевой центр. По Бийску, Рубцовску, а также другим муниципалитетам по-прежнему возникает немало вопросов. В связи с этим он призвал руководителей краевых министерств оказывать городам и районам всяческую поддержку в этой сфере, и если требуется, направлять их, но не делать работу за них.