И без того болезненную тему утилизации и сбора мусора в России в этом году подхлестнул случай массового отравления свалочным газом в подмосковном Ядрово. Несмотря на то, что врачи не усмотрели связи между состоянием отравившихся детей и происходящими на свалке процессами, люди уже определили для себя виновных и даже добились отставки нескольких должностных лиц. В Барнауле судьбу городского полигона, приближающегося к критическому объему, муниципальные власти и горожане обсуждают давно и не могут прийти к компромиссу. Расположение новых точек складирования в границах города не устраивает горожан из-за опасений повторить судьбу Ядрово, но и максимально отдаленное от Барнаула размещение приведет к росту тарифа, что опять-таки не обрадует жителей. Бывший гендиректор компании «ЭКО-комплекс», обслуживающей барнаульский полигон, Юрий Музюкин рассказал корреспонденту ИА «Банкфакс» о том, существует ли альтернативное решение для мусорной проблемы в городе и нужно ли его искать.
- Так вышло, что сейчас тема утилизации мусора получила новый толчок за счет трагических событий на полигоне Ядрово. Если взглянуть на местный уровень, то мы в Барнауле оказались перед проблемой переполнения полигона. И, похоже, наметился тупик. Вы много лет работали в отрасли. Неужели невозможно работать с мусором более технологично?
- Само понятие «захоронение отходов» не позволяет изобрести что-либо экстраординарное и «прорывное». Сейчас в России существуют полигоны двух типов - старого и нового. В первом случае мусор сваливается в естественное углубление, разравнивается трактором, а затем присыпается грунтом, хотя, где-то ограничиваются и трактором. Немногочисленные современные полигоны представляют из себя уже не какой-то овраг, а заранее подготовленный участок, где выполнен большой объем земляных работ, уложена специальная пленка -геомембрана, обустроена система сбора фильтрата. Стоимость такого полигона размером в 20-30 гектаров составляет сотни млн рублей. Отходы перед захоронением утрамбовывают в аккуратные тюки. Все, придумать другие технологии именно захоронения невозможно в принципе. В какой-то степени это тупиковый путь. Даже после сортировки, набирающей популярность у нас в России, остаются огромные объемы «хвостов», которые так же необходимо утилизировать, то есть захоранивать или сжигать.
Что касается альтернативных технологий утилизации мусора, японцы в свое время из спрессованного мусора насыпали острова. Они до сих пор считают это самой большой своей ошибкой, ведь океан попросту отравили. Вот вам и пример альтернативных технологий. Трудно представить что-то новое в этой сфере, альтернативы здесь не видно: только отбор вторсырья и последующее захоронение или сжигание остатков. Все новации направлены на совершенствование технологий повышения процента использования вторичного сырья.
- Вы ушли из управления отраслью. Продолжаете интересоваться темой? Возможно, консультируете, преподаете?
- Конечно же, интерес к теме никуда не исчез, я увлечен своим делом. Для преподавания это слишком узкий профиль. Возможно, мой опыт понадобится при аттестации работников отрасли, ведь сейчас очень много внимания уделяется подобным вопросам.
- Выброс свалочного газа в подмосковном Ядрово и отравление детей вызвали волну протеста. Можно ли сказать, что любой полигон потенциально опасен?
- Печально, что пострадали дети, но, я считаю, что ситуация с Ядрово — это слегка спровоцированная, раздутая проблема. Произошедшее нельзя назвать выбросом. Этот полигон существует достаточно давно, подобная ситуация там возникает наверняка не в первый раз, народ просто «подогрели». У нас в Алтайском крае и в России в целом огромное количество подобных свалок, аналогичную ситуацию раздуть можно на любой из них, просто так получилось, что выпало именно на Ядрово. Причина того, почему это произошло именно сейчас, объясняется простой закономерностью. Дело в том, что на старых полигонах идет выделение свалочного газа, и если в весенне-осенний период это происходит систематически и в относительно небольших объемах, то зимой газы скапливаются под замерзшим пластом, а ранней весной высвобождаются сразу в большом количестве. По этой же причине самый опасный пожароопасный период на свалках — это ранняя весна.
- Каким образом можно избежать подобных происшествий?
- Есть технологии сбора свалочного газа на старых полигонах, но они весьма дорогостоящие. Понимаете, здесь нужно посчитать, сколько его там залегает, масса тела свалки должна быть определенная. Да и возникает вопрос: а кому-то у нас нужен этот газ? Скорее всего, он не будет востребован. Обычно сбор газа осуществляют на закрытых полигонах, подвергшихся рекультивации. Мне довелось наблюдать такой полигон в Финляндии. О том, удается ли на этом заработать — они особо не распространяются, никто ведь не любит говорить о своих проблемах, демонстрируют лишь свои достижения.
- Принято считать, что полигон - полукриминальный объект. Вам не кажется, что зачастую именно это мешает развитию мусоропереработки в любом из регионов страны?
- Действительно, желающих поживиться за счет выборки из мусора полезных фракций, таких как металл, картон, пластик, было всегда много, да, думаю, не уменьшается и сейчас. Ко мне с таким предложением постоянно обращались различного рода «бизнесмены», причем даже из соседних регионов. Но существуют правила, по которым после захоронения отходы выбирать нельзя, «что упало, то пропало». Полигон круглосуточно охраняется и несанкционированно производить отбор затруднительно: открытая местность, нигде не спрячешься, а ночью много ли наработаешь? От бомжей, которые промышляют именно нелегальным отбором, мы почти избавились, сейчас их там, наверное, и вовсе нет. Жители близлежащих поселков иногда приходят за просрочкой, которую скармливают скоту. Более серьезный неликвид — колбасы, кондитерские изделия и прочее — на полигоне сразу же закапывают, чтобы это не попало на рыночные прилавки.
- «ЭКО-Комплекс» в свое время принял городской полигон ТБО от «Экотехпрома». Что-то поменялось за это время в подходах к управлению объектом?
- После своего предшественника мы стали больше внимания уделять качественному уплотнению отходов. Полигон сейчас изменился, там были совершенно другие ландшафты до 2013 года. По управлению мы так же многое изменили. Прием мусора стал производиться не только по талонам, предварительно приобретенным у оператора полигона, но и по карте. Приезжает мусоровоз, с карты списывается определенная сумма и выдается чек, как на АЗС, это же очень удобно, особенно для бухгалтерии. Насколько мне известно, сейчас талоны отменили совсем. Оплачивают или по картам полигона, или наличным расчетом. Еще одно нововведение – отдельная разгрузочная карта для малотоннажных автомобилей, которые раньше загонялись на полигон по колее от КамАЗов. Представляете, что это было? Еще одним крупным достижением стало то, что мы изменили схему движения по полигону, сократив примерно на километр движение непосредственно по отходам и убрав из маршрута опасный в зимних условиях спуск. Мелкие моменты вроде текущего ремонта перечислять я даже и не стану. В 2013 году полигон достался нам в ужасном состоянии, мы предполагали, что его хватит на пять — семь лет. После того, как мы, совместно с муниципалитетом, закупили современную технику, хорошо утрамбовали отходы, сегодня можно сказать, что он прослужит гораздо дольше. Там есть одна проблема, решить которую пока не удалось: линия электропередач, которая тянется прямо над полигоном. Поэтому в зоне ЛЭП захоронение невозможно. Линию необходимо отводить, и как можно дальше. Ориентировочные затраты составляют около 14 млн рублей. Перенос ЛЭП увеличит срок эксплуатации полигона еще лет на пять.
- Можно ли обойтись в Барнауле без строительства нового полигона?
- Нашему барнаульскому полигону около 45 лет. Он удобно расположен, естественного залегания, но самое главное его достоинство в том, что все с ним смирились. Однако новый нам, конечно, необходим. Место для будущего полигона до настоящего времени окончательно не определено. Рассматривается несколько вариантов, в основном на правом берегу Оби. Два года назад предлагался вариант размещения свалки на границе города по Змеиногорскому тракту, недалеко от бывшей воинской части. Однако этот вариант вызвал шквал негативных откликов горожан, проживающих в удалении более 5 км от предполагаемого места. По моему мнению, участок весьма подходящий. Змеиногорский тракт — достаточно мощная трасса, дополнительная нагрузка от трафика 300 груженых мусоровозов ей не навредит. Там большой участок земли — около 60 гектаров, без подземных вод. Грунт от выборки ложа полигона есть где хранить с последующим использованием, значит затраты на строительство будут минимизированы. Однако нужно объяснять населению, каким будет новый полигон, почему он безопасен, а иначе мы не избавимся от протестных настроений. Где бы ни собрались строить — в любом случае будут недовольные. Услышал человек, что недалеко от его дома организуют свалку, и сразу в штыки: «До Путина дойду, но ничего здесь не будет». Поэтому и ищут альтернативные места для строительства. С другой стороны, у нас в новую фазу активности вступили разговоры о том, что нужен мусоросортировочный завод, который опять же отсрочит строительство нового полигона, хотя отходы после сортировки как раз должны быть захоронены на новой свалке.
- Согласны ли вы с тем, что пункт сортировки и переработки снизит расходы на транспортировку?
- Тут нужно понять одну вещь: как бы у нас не говорили, что чуть ли не 90 % отходов превратится во вторсырье на сортировочном заводе, в итоге во вторичное производство пойдет четвертая, а то и пятая часть от всего объема мусора. Все остальное, как и сейчас будет утилизироваться на полигоне. Однако в чем здесь прелесть: мусор будет подвергаться прессованию или скручиванию, и его объем будет уменьшаться. Запакованные в брикеты уплотненные отходы будут вывозить на суперМАЗах. Естественно, рейсов при таком раскладе понадобится в разы меньше.
- В качестве одной из площадок для мусоросортировочного завода предлагается участок неподалеку от проспектов Калинина и Космонавтов, сравнительно недалеко от центральных улиц и жилых секторов, а также от Оби. Насколько он кажется вам удобным? Какие еще варианты существовали за время обсуждения проблемы? Какие лично вам кажутся оптимальными?
- По моему мнению, место у КХВ очень удачное, оно проходит по нормативам санитарно-защитной зоны, до Оби там никак не меньше 1000 м. Основное достоинство площадки — это прекрасная логистика. Ведь чем дальше отодвинем, тем больнее это ударит по тарифу. В Красноярске, к примеру, 7 лет назад новый полигон построили чуть ли не в сотне километров от города. Ну и какая там стоимость, представьте? Вокруг крупных городов территория сейчас занята, ведь 30-40 лет назад об организации полигонов и мусоросортировочных заводов никто не думал все раздавалось под сады, так что выбирать особо не из чего. Что до близости площадки к Оби, то складирования отходов там не будет, значит загрязнения не предполагается, кроме того, основой такого предприятия является мощный комплекс очистных сооружений. Протестные настроения в связи с выбором места меня не удивляют. Как я уже говорил, необходима работа с населением. Людям нужно объяснить, каким будет новый завод, что он не доставит неудобств даже неприятным запахом. Ныне существующий полигон, к слову, ведь тоже практически не пахнет, хоть и говорят горожане обратное. Тут стоит принять во внимание, что полигон находится недалеко от очистных сооружений Барнаульского водоканала. Северный ветер приносит неприятный запах именно с отстойников.
- Насколько мусоросортировочный завод позволит решить проблему утилизации мусора в Барнауле и окупит ли он себя?
- Сейчас многие могут наблюдать в Ленинском и Центральном районах сетчатые ящики возле контейнерных площадок, в которые жители складывают пластиковые бутылки. «ЭКО-Комплекс» для этого раньше расставлял евроконтейнеры. Как я уже отмечал, ко мне многократно обращались с просьбой разрешить сбор пластика на полигоне. Это было востребовано и остается востребованным сейчас, этим занимаются те, кто потом и использует это сырье. Из-за нынешнего курса валют производителям стало дорого закупать пластик за границей. В связи с этим наше пластиковое вторсырье очень востребовано. Да и в целом спрос на вторичку велик. Металлолом всегда был в цене. С бумагой чуть сложнее, здесь идет только картон, так как обычная бумага после попадания в мусорный контейнер не пригодна в качестве вторсырья. Эффективность будущего завода упирается в тариф, который устанавливает администрация Алтайского края. Насколько она будет лояльно к будущему инвестору – сейчас сложно сказать. Однозначно можно утверждать, что в убыток себе никто работать не будет.
- С недавнего времени по федеральному закону полигоны ТКО обязаны включать в тариф плату за негативное воздействие на окружающую среду. Эти деньги должны в дальнейшем потратить на восстановление экологической ситуации. Возможно ли в принципе восстановить среду на выработавшем свой ресурс полигоне ТКО?
- Введение этой платы наделало много шуму в связи с повышением тарифа почти вдвое. Сложно сказать, как будут работать эти отчисления – никто пока не видит движения денег, прошло ведь всего три месяца. Знают только, что львиная доля этих средств отходит муниципалитету, 5 %, кажется, уходит на федеральный уровень... Разумеется, смысл этих отчислений – как раз дать возможность проводить рекультивацию отработанных полигонов и другие восстановительные мероприятия, но пока нет возможности увидеть, как будут тратиться эти деньги и на что конкретно.
- Почему у нас никогда не рассматривался вопрос о мусоросжигающем заводе, который мог бы еще и играть роль котельной?
- Идеи рассматривались самые разные, в том числе и с мусоросжиганием, но процесс этот достаточно дорогой, его могут позволить себе страны с достаточно высоким уровнем ВВП, а это не наш вариант. Еще один интересный момент: сжигая мусор, мы получаем тепловую энергию, которую также можем преобразовать в электричество. А эта тепловая энергия нам в Барнауле нужна? Вы будете неправы, если ответите, что да. Я интересовался у местных теплоэнергетиков, будет ли востребована энергия, если мы станем сжигать мусор? Мне ответили, что существующих мощностей ТЭЦ у нас в городе достаточно. То есть возможности для сбыта, да еще и по желаемой цене, чтобы оправдать затраты на строительство и эксплуатацию завода, у нас просто нет. Не знаю, адекватна ли эта идея даже для России в целом. Процесс ведь непростой. Почему он так дорог? За счет того, что нужно отлавливать все вредные фракции, которые не должны попасть в воздух. Возвращаясь к электроэнергии, могу сказать, что наша энергия, полученная таким путем, будет не в пример дороже закупок у соседних регионов. Весь вопрос в экономике. Например, в Японии, где сосредоточено более половины всех мусоросжигательных заводов мира, в 2012 году был построен суперсовременный завод, затраты на его строительство составили около 12 млрд в пересчете на рубли. Причем мощность его такова, что для Барнаула потребуется два таких предприятия. На этом, я думаю, продолжать тему мусоросжигания нет смысла, эта технология для нас бесперспективна, инвесторов мы не найдем. Для этого нужен просто «заоблачный» размер тарифа, а на любое повышение в нем у граждан одна реакция: «Не моги!».
- Если барнаульский полигон все же закроют, то кто будет следить за его состоянием? Контролировать происходящие там процессы?
- Другого полигона в городе нет, поэтому закрыть его не просто. Мы только что говорили о том, как продлить срок службы полигона, а вы закрыть хотите. В конце концов полигон является собственностью муниципалитета, очевидно, он и будет следить через какую-либо свою структуру. Когда дойдет очередь до закрытия и рекультивации, тогда и будут изыскиваться средства на эти мероприятия.
- Как вы считаете, готовы ли люди психологически к сортировке мусора и чего нам не хватает, чтобы технология заработала. Бытует мнение, что мусор из контейнеров с разным содержимым отправляется в одну и ту же яму.
- Мусоросортировка бывает двух видов: непосредственно при сборе и на сортировочных заводах. Эти процессы, в идеале, должны сосуществовать. Опыт зарубежных стран доказывает, что отношение человека к мусору везде одно и то же: «Что же, за мусор еще и платить? Я ведь эти отходы выбрасываю, а не собираюсь ими пользоваться! Так его еще и собирать раздельно», - в голове возникает маленький взрыв. Человек согласен платить за тепло, за воду, да, но не за мусор, особенно когда от него еще и требуют эти отходы сортировать. Это не только наша черта. Даже законопослушные японцы начали массово заполнять бытовым мусором урны в парках, у метро, когда у них сделали платным сбор отходов. Вернемся к Барнаулу. Наш город сложен для внедрения раздельного сбора мусора еще и тем, что у нас очень много домов с мусоропроводами, поэтому площадки у домов отсутствуют. Отказаться от мусоропроводов совсем на данный момент, наверное, невозможно. Поэтому раздельно собирать пластик еще можно, а вот делить отходы на 3-5 фракций, как в Европе, уже не получится.
На путь раздельного сбора Европа встала более 20 лет назад, и что-то получаться у них стало лишь в двухтысячных годах — ну не принимал народ такого подхода. Глупо ожидать, что внедрение этой модели у нас пройдет быстро. Быстрее, чем в Европе, конечно, ведь по уже проторенной тропе идти проще. Перевоспитывать людей всегда можно и нужно, европейцев же перевоспитали, и сейчас у них все работает нормально, вплоть до того, что отбирают по цвету бутылок — сюда зеленая, сюда белая.
Имеет место, к сожалению, еще такой момент: есть мусор, который можно рассортировать на заводе, а есть непригодный для этого. Пройдитесь по частному сектору и посмотрите, какой мусор там лежит — земля, ветки, стройматериалы... мы не можем высыпать это на конвейер. Поэтому, даже при наличии полигона для цивилизованного хранения, вот эти «хвосты», которые не попали на сортировочный завод, мы должны подчистить, что-то с этим сделать. Нужен очень большой, глубокий цикл переработки. Влиять на это нужно именно на уровне сбора, а это сейчас сложно.
- Какие методы вы считаете приемлемыми для воздействия на мусороперевозчиков, которые сваливают отходы попросту там, где ближе? Чаще всего доказать их вину попросту невозможно.
- Я не верю в эти байки, что профессиональные мусороперевозчики станут сбрасывать отходы в лесу. Такие сказки рассказывала в свое время бывшая руководительница полигона ТБО для нагнетания обстановки. Возят частные «ГАЗели», бывает, что и сбрасывают не там, где положено, но после того, как мы открыли отдельную карту для малотоннажек и исчезла проблема с подъездом, незаконных свалок стало меньше. Также мешает то, что мелкие предприятия и предприниматели занимаются своеобразным браконьерством: не желая заключать договор с мусороперевозчиками, они сбрасывают мусор в контейнеры общего пользования, которые для этого не предназначены. Для искоренения всего этого нужно менять законодательство, чтобы избавиться от проблемы полностью. Вот здесь как раз как будет организована работа регионального оператора с субъектами различных форм собственности. Сказали владельцу — заключи договор, а он отказался, ему проще самому закинуть раза два в неделю мусор в «ГАЗель» и вывести куда-нибудь. Если заключение договора станет обязательным, тогда будет другое дело. Возьмем, к примеру, кинотеатр. Посчитаем, что с каждого посетителя мы имеем определенный объем мусора. Есть отчетность о тысяче посещений — вот за это количество и будьте любезны заплатить. Предположим, в районе контейнерной площадки имеется множество торговых точек и офисов. Сколько туда выносит мусора конкретный магазинчик? Да никто не знает. А с грамотным расчетом, сколько там в среднем посетителей ежедневно, сколько мусора производится — все будет предельно прозрачно и увильнуть не выйдет. Да, этот подход бюрократичен, но как быть? Как сделать по-другому?
- Губернатор Алтайского края Александр Карлин объявил «войну» стихийным свалкам. Реально ли повлиять на этот процесс в селах, ведь часто там просто не налажен централизованный вывоз мусора?
- Все это, конечно, хорошо. Только нужно определить, какую свалку считать стихийной. До недавнего времени практически в каждом населенном пункте края была свалка. Однако после разработки нового федерального законодательства все места размещения отходов, не зарегистрированные в Государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО) считаются незаконными. Поэтому если речь идет о них, то эту проблему быстро не решить, более того, встает вопрос о том, куда девать мусор и свежий, и старый. В скором времени у нас появится региональный оператор по обращению с отходами, это как раз его функции. Но его деятельность необходимо будет подкрепить региональным законодательством. В конце концов, кнут и пряник еще никто не отменял. Если так, то удастся решить.
Сейчас разработана региональная схема обращения с отходами, она достаточно сырая, поверхностная. Самое главное, что под нее опять нужны крупные средства: она предполагает, что в районах будут собирать отходы и свозить на промежуточные сортировочные станции. Быть может, выплаты за негативное воздействие на окружающую среду здесь и сыграют свою роль.
- Алтайскому активисту Геннадию Кураеву понадобилось несколько лет, чтобы добиться наложения штрафа в отношении лиц, ответственных за организацию незаконной свалки с опасными отходами. Не кажется ли вам, что для реального решения вопроса нужны законодательные инициативы, изменение системы?
-Да, как я уже ранее говорил — изменения в законодательстве необходимы, но они должны быть грамотными. К примеру, та же проблема с утилизацией ртутьсодержащих ламп и батареек. Достаточно ведь поставить ящики для их сбора в тех магазинах, где они продаются — уже станет проще. Сдавать различным волонтерам тоже не вариант. Должна быть грамотная система утилизации, а ее, по сути говоря, нет. В Европе стоят контейнеры и для батареек, и для ламп. Их забирает мусоровоз — и дальше у них уже дорога на предприятия переработки и нейтрализации. Кого и как мы можем наказывать, если не обеспечили доступную утилизацию таких отходов?
- Как вы оцениваете деятельность некоммерческих организаций, которые в том числе в Барнауле ведут борьбу мусором? Насколько серьезно они способны повлиять на ситуацию?
- Мне трудно судить, я мало контактировал с ними. Единственные акции, о которых слышал в Барнауле — это сбор мусора и опасных отходов. Это нужно, но это лишь капля в море, сильного сдвига в ситуации они создать не смогут. Не с той стороны они подходят, нужно менять отношение людей к утилизации отходов. Хотя по сравнению с периодом 10-15 летней давности, в сознании людей многое изменилось. В нулевых годах отношение было совсем другое, точнее, его почти не было вовсе, а сейчас улицы стали немного чище, частный сектор подчистили. Сейчас посмотрим, что привнесет региональный оператор.
Беседовал Артем Гуднев
Фото: сайт barnaul.bezformata.ru
12.04.2018 23:07
13.04.2018 09:59
14.04.2018 10:01
14.04.2018 17:22
16.04.2018 21:28
17.04.2018 07:44
17.04.2018 13:45
18.04.2018 16:46
Чтобы глобально решить проблему бытовых отходов всего-то и нужно – принять закон о залоговой стоимости товаров в котором должна быть прописана обязанность всех торгующих предприятий принимать использованный товар и возвращать залог. Торгуешь батарейками – принимай батарейки, торгуешь лампочками – принимай лампочки, торгуешь мебелью – принимай мебель, торгуешь обувью – принимай обувь и т.д. Использованные и уже отсортированные вещи магазин может отправлять с транспортом, который привозит новый товар. Транспортники должны доставлять ТБО на пункты сбора. Торговцы, конечно, будут сопротивляться этой лишней для них головной боли, но проблемы экологии всех касаются, поэтому вменить им в обязанность такую приёмку – это жизненно необходимо!
Населению сложно сдавать ТБО на пункты сбора, их просто нет в шаговой доступности, а магазины есть на каждом шагу.
20.04.2018 18:58
26.04.2018 16:27
16.05.2018 22:33:02
30.07.2018 16:14
09.06.2020 19:38:34
12.09.2020 07:26:10