Главе администрации
Алтайского края
А.Б. Карлину
Уважаемый Александр Богданович!
Краевая Общественная палата обеспокоена (в очередной раз) той ситуацией, которая сложилась в крае с формированием энерготарифов. А распространенная комитетом "Информация о предварительных итогах тарифного регулирования на 2010 год и вовсе повергла многих в уныние и растерянность.
Затягивание сроков принятия энерготарифов, невнятность и неточность информации по принципу их формирования, росту в целом и по отдельным поставщикам, только усугубляет тревожную обстановку среди населения. Особенно обеспокоены потребители, работающие на низких сетях напряжения.
Данная проблема частично была решена в 2009 году принятием постановления ГУЭИ Алтайского края 30.11.2008 года N143. В этом году оно отменено "как неправомерное" и вновь основная нагрузка ляжет на мелких потребителей, а это ЖКХ, средний и мелкий бизнес, сельское хозяйство, школы, больницы и другие бюджетные учреждения. Особенно в селах и районах края, что неизбежно приведет к социальной напряженности.
Очень обеспокоены, что так называемый "котловой метод", по формированию "транспортной составляющей" тарифа в целом, решено применить именно в 2010 году, не самом простом в экономическом и социальном плане. А это обусловило самый большой рост тарифов именно по городу Барнаулу.
Так, согласно озвученным ГУЭИ предварительным данным, для тех потребителей - юридических лиц, которые получают энергию на низком напряжении, имеют самое низкое число часов использованной мощности (5 тыс и менее) и являются абонентами ОАО "Барнаульская горэлектросеть" тариф возрастет в 2,2 раза, т.е. согласно постановления N102, он сегодня равен без НДС 3 руб 57 коп за 1 квт/час, а в 2010 году составит 7,854. Для юридических лиц, работающих на упрощенной системе налогообложения реальный тариф с НДС составляет на сегодняшний день 4 руб 22коп, а в 2010 году составит 9 руб 27 коп.
Права этой категории юридических лиц особенно ущемлены, так как здесь наложились отмена постановления N143 и изменение методики расчета транспортной составляющей в структуре тарифа на электроэнергию.
Особенно тревожная ситуация складывается в сельских районах края. Вот результаты расчетов, которые представлены Алтайским крайпотребсоюзом. Для малого и среднего бизнеса рост тарифов на 2010 год по имеющейся информации составит 45-50%.
При таком росте тарифов на электроэнергию удорожание 1 обеда в столовой с наименьшим набором блюд составит до 4 рублей. Увеличение стоимости колбасных изделий при сегодняшней цене 160 рублей за 1 килограмм составит до 32 рублей. Только по малым предприятиям и магазинам, находящимся в сельской местности, общее рост платежей за электроэнергию составит почти 25 млн рублей.
На сегодня в сельской местности 124 магазина работают с убытком, а с увеличением тарифов их количество увеличится до 300.
Предприниматели будут вынуждены закрывать объекты торговли и общественного питания, малые цеха, а значит будет и рост безработицы и ухудшение социального положения населения.
Самое грустное, что отсутствие опубликованной официальной информации о тарифах на 2010 год, делает невозможным осуществление законного права потребителя на выбор тарифа до 01 декабря 2009 года, а именно такой срок оговорен в договоре.
Ведь и так из года в год для Алтайского края доводятся одни из самых высоких в Сибирском федеральном округе уровни тарифов на покупаемую у производителей электроэнергию, со всеми вытекающими из этого последствиями.
А невнятная, непонятная тарифная политика Главного управления экономики Алтайского края усугубляет и без того сложную ситуацию в социальной и экономической сфере.
Для преодоления негативных тенденций в экономике и социальной сфере края предлагаем:
1. Устранить возникшие в 2009 году диспропорции в тарифах для потребителей, работающих на высоких и низких сетях напряжения.
2. Создать четкую и понятную систему информирования потребителей для исключения ошибочных экономических решений по применению тарифов, потреблению электроэнергии и услуг ЖКХ.
3. При регулировании тарифов на 2010 год произвести сокращение значительного разрыва между максимальным и минимальным тарифами на электроэнергию (мощность), поставляемую гарантирующими поставщиками электроэнергии, энергоснабжающими организациями потребителям Алтайского края. Для недопущения получения поставщиками необоснованной прибыли усилить контроль за уровнем затрат и прибыли при проведении экономической и технической экспертизы представленных энергоснабжающими организациями расчетов.
4. Отложить вступление в силу данных тарифов после их окончательного формирования на один месяц для общественной экспертизы и реализации законного права выбора.
5. С целью защиты экономических интересов Алтайского края на федеральном уровне, а также с целью формирования экономически обоснованных и сбалансированных тарифов восстановить работу Региональной энергетической комиссии (РЭК) с включением в ее состав наряду с экономистами и экспертами в области энергетики представителей депутатского корпуса, общественности и работодателей.
6. В целях формирования конкурентного рынка электроэнергии проработать вопрос о получении более дешевой электроэнергии для потребителей Алтайского края.