Top.Mail.Ru
18+

Елизавета Питкевич: Студенты-проводники из "Голубой стрелы" против московских частников в барнаульском РЖД.

Елизавета Питкевич: Студенты-проводники из "Голубой стрелы"
против московских частников в барнаульском РЖД. - Алтайский край является одним из тех российских регионов, где активно развивается движение студенческих отрядов, позволяющее студентам не только устроить свой досуг, но и временно, а, главное, гарантированно трудоустроиться. В их число входят не только всем известные стройотряды, но и педагогические и сервисные. К ним же относится единственный в крае отряд проводников "Голубая стрела", в 2008 году возобновивший свою деятельность после трехлетнего перерыва.

Обрадованные вестью о наборе в новый отряд проводников, мы, студенты разных алтайских вузов, летом 2009 г. с энтузиазмом вступили в ряды проводников ОАО "РЖД", крупнейшей российской государственной компании.

Однако, в процессе трудоустройства выяснилось, что нашим работодателем является частная московская аутсорсинговая компания - ООО "Стиль проект", заключившая договор с ОАО "РЖД" по предоставлению обслуживающего персонала на железнодорожном транспорте.

Неожиданное открытие для себя компании с аббревиатурой "ООО" уже вызвало сомнения относительно работы на московского частника, пусть хоть и из самой столицы.

Первый родившийся вопрос - это условия найма. Многие из нас, неопытных студентовпроводников, рассчитывали на "запись в трудовой книге" после окончания работы, что также являлось нашей трудовой мотивацией. В результате же оказалось, что вместо трудового договора компания с нами заключала гражданско-правовой, согласно которому (как нам объяснили в отделе коммерческого резерва проводников) отработанное время не ставится нам в стаж.

Обращение к начальнику коммерческого резерва проводников фирмы-нанимателя Валерию Брызгалову с этим вопросом также не дало желанных результатов. Г-н Брызгалов сослался на текущую реорганизацию в Москве ООО "Стиль проект", в связи с которой компания не может в настоящее время заключить с нами трудовой договор. Далее выяснилось, что и копию заключенного договора организация не может нам выдать в связи с тем, что его должны подписать сначала в Новосибирске, и получим мы его только в день увольнения. Это уже было явным нарушением прав, после которого излишний рабочий энтузиазм явно у многих "отрядовцев" поутих.

Следующим пунктом, вызвавшим в ходе работы проводниками волну недовольства у студентов, стала подготовка вагонов в рейс (экипировка), для которой в РЖД обычно предназначены специальные работники данной рабочей профессии. "Мол, экипировщиками мы не нанимались", - начали было возмущаться "отрядовцы". Но, как оказалось, в договоре(копию которого нам не выдали) в перечне услуг, оказываемые проводником, была указана и экипировка.

"Вот это косяк! Что ж, посмотреть - посмотрели, а не подумали!"- только и оставалось ответить, когда нам показали данный пункт договора со стоимостью услуг.

Представьте себе, что обязаны вы явиться на рабочее место в 7 утра, затем вам надо "продраить" весь вагон, вплоть до стен, потолков и щелей под батареями, помыть внешние стены вагона и сдать чистым в 5 вечера заступающим на смену проводникам. Если учитывать, что у нас в стране чаще всего все делается не вовремя, то экипировка вагона может продлиться и до 6, а то и до 7 вечера из-за традиционного запаздывания сменщиков-проводников. Экипировка вагона оплачивается примерно 335 рублями. В итоге, почасовая оплата не самого легкого, мягко говоря, 10-часового труда, составляет чуть более 30 р. Как правило, одному экипировку осилить не так-то просто, поэтому в большинстве случаев на один вагон ставят двоих. В итоге выходит по нынешним меркам мизерная почасовая оплата, меньшая даже чем у уличных промоутеров. Мы были просто шокированы - московские бизнесмены просто решили сэкономить на ставках экипировщиков, взвалив их обязанности на проводников. Отличная экономия средств!

По словам сотрудников коммерческого резерва, работа такая добровольная с одним только добавлением-поправкой - "принудительная". Ее-то нам прибавили на случай сопротивления.

Таким образом, в ходе работы проводником на железных путях государственной компании по найму у московских частников пришлось столкнуться с небрежным отношением наших менеджеров к рабочим-студентам.

Такое отношение руководство, как оказалось, проявляется не только к студентам, нашедшим здесь временную занятость, но и к обычным работникам. Для них работа "за гроши" является обязательной. По словам самих наемников ООО "Стиль проект", каждый из них хотел бы перевестись на работу в РЖД не только из-за освобождения от нелюбимой экипировки (проводники РЖД ее не выполняют), но из-за оплаты труда в РЖД, которая превышает оплату "коммерческих"" проводников более, чем в полтора раза.

По словам профессиональных коммерческих проводников в ходе совместной с ними работы, мы выяснили много интересных подробностей этой работы.

Оказалось, что с начала лета 2009 года "Стиль проект" со всеми работником заключает только гражданско-правовой договор (не одни мы такие!). По данному договору многие пункты социальной защиты просто-напросто не работают, в том числе и у работника нет социального пакета. Вызывает недоумение, а, скорее, возмущение - как такая организация (как-никак столичная!) на таких условиях нанимает работников железной дороги, с которой связано столько непредвиденных рисков! В то же время беспокойство вызывает и собственная безопасность самих студентов, на лето устроившихся работать на железных дорогах (так как сотрудничество штаба студотрядов с компанией сводится только к предоставлению ей на лето работников из студенческой среды). Получается так, если вдруг ты внезапно получил (хотя бы при той же самой экипировке) серьезную травму, тебе ее никто не оплатит. Единственное, что требуется от работника, чтобы он предоставил руководителю резерва больничный - но не для оплаты его - а лишь, чтобы доказать, что ты не прогулял это время. И это лишь одно из списка недостатков гражданско-правового договора для наемного работника.

Какая же мотивация у проводников, идущих на травмоопасную работу на ж/д на таких условии? Ответ прост - в современной ситуации на рынке труда приходится идти на многое. Плюс ко всему этому большинство соглашаются на такую работу в силу своей правовой неграмотности.

Мы часто собирались и обсуждали - что было бы лучше: искать что-нибудь другое, потратив еще неизвестно сколько времени, или продолжать работать здесь? Денег здесь больших не заработаешь, если учитывать, что каждый месяц ты обязан оплачивать коммерческому резерву курсы обучения проводников в размере 1000 рублей - уже даже будучи работником организации.

Сюда же необходимо учесть затраты на питание в рейсе, которое тебе не обеспечивает работодатель (а также некоторые суммы выплат, собираемых с поездных бригад товарищам-ревизорам). Покрывает ли твоя заработная плата твои расходы, вызывает большие сомнения. Мне даже страшно было посчитать в итоге финансовые результаты этой работы - я боялась, что не только не заработала, а потратила деньги.

Одно радует: задержались мы в столичном ООО ненадолго, только на лето. Однако после летнего рабочего семестра у нас на руках не осталось никаких доказательств о том, где и кем мы работали. Договор так и не отдали по непонятным нам причинам, сославшись опять то ли на Новосибирск, то ли на Москву. Осталась лишь ксерокопия удостоверения проводника, образец которого у нас тоже изъяли. Но и то, что там написано любого бы работника ввело в замешательство - две печати: на одной написано "Стиль проект", на другой - "Стиль экспресс". Откуда второе название - также непонятно. На нашу просьбу объяснить, на кого же мы все-таки работали эти два с половиной месяца, сотрудники коммерческого резерва ответили, что на "Стиль экспресс" - одно из подразделений ООО "Стиль проект".

Попытка хоть что-нибудь разузнать об ООО "Стиль проект" в Интернете, тоже не дала плодотворных результатов. Стало лишь известно (на сайте РЖД), что "Стиль проект" это Санкт-Петербургская ауторсинговая компания, с которой РЖД заключил договор по предоставлению обслуживающего персонала на железнодорожном транспорте. Возможность чего-то допытаться от сотрудников коммерческого резерва и его начальника г-на Брызгалова также маловероятна (скорее всего опять отправят в Москву или еще куданибудь). Но большинству студентов отряда проводников это уже неважно, так как мы там больше не работаем. Но все-таки до сих пор мучает вопрос: а как же быть с остальными, "обычными" проводниками ООО "Стиль проект"? В современных экономических условиях работу не так-то просто найти, а перевестись в РЖД уже не представляется возможным. В настоящее ОАО "РЖД" практически не ведет набор проводников в свой штат,- рассказали нам проводники.

Такими вопросами безответно задавались мы, студенты отряда проводников, потратившие деньги на собственную форму (нам ее не предоставляли), питание рейсах и даже на "мелочевку" пассажирам в виде туалетной бумаги и мусорных мешков (так как часто в рейсах нам таких принадлежностей не выдавали)...

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 17
Студент

23.10.2009 18:48

Ну и куда смотрит бывший стройотрядовец Филипов? Год молодежи блин...
Виктор

23.10.2009 19:20

Стоит заметить, что стройотряды были придуманы в советские времена для обеспечения работодателей дешевой, почти бесплатной рабсилой. Если отбросить идеологический пафос, то это именно так. Как на фронте: бойцов стройотрядов кидали на прорыв, от безысходности. Часто бросали туда, где обычные рабочие не хотели работать. Где не хватало рабочих рук. И вот, когда сегодня говорят о том, что возрождается стройотрядовское движение, хочется узнать: в чем идея этого движения?
Напильник

23.10.2009 20:33

А что, хорошая "школа мужества", избавляющая наивных барышень от избыточной романтики! Вот такая она, жизнь. Думали, что будут в полночном купе под стук колеч всем стройотрядом песни под гитару петь, а тут суровые будни стальных магистралей: сортиры, пьяные дембеля, сырое постельное белье... Вот так и в археологической экспедиции у нас девушки думали, что скифское золото найдут и под звездным небом у костра будут про "полночный троллейбус" петь... А у них на второй день понос, фурункулез и чесотка в интересных местах.
Напильнику

23.10.2009 23:02

Да уж, вот не везёт вам, как погляжу, по жизни. Не один сезон в археологичках провела, но у нас были как раз песни у костра, уникальные артефакты, незабываемые минуты романтики. Лучшие времена. А школа жизни заключалась не в чесотке и прочих физиологических "радостях"...
Хотя конечно, наш труд использовали, почти как рабский, в том смысле, что не оплачивали. Но желающих потрудиться за те самые незабываемые минуты было хоть отбавляй. Люди возвращались снова и снова. И помнят о тех временах, лучших времнах, всю жизнь.
А здесь всё грустно: кидалово и никакой компенсации в виде положительных эмоций.
BrC Напильнику

24.10.2009 17:47

про гонорею забыл упомянуть, из своего анамнеза...
Skur Студентам

25.10.2009 11:39

Обращайтесь в прокуратуру - пусть разбирается. Впред такими наивными не будьте, старайтесь правдой и неправдой вытянуть из своего работодателя максимум всяких договоров и бумаг, официально подтверждающих ваш статус, если отказывает - ну его нафиг - свет клином на этом ООО не сходится, можно и другую работу поискать.
Знакомый

26.10.2009 11:00

Лиза, поздравляю с удачным дебютом!
Новых интересных тем.
Скептик

26.10.2009 12:36

Ну а что - в принципе нормально. Все время думал, что студенты - люди продвинутые, в том числе и с правовой точки зрения. И уж совсем не мог представить, что студенты могут ТАК лохануться при приеме на работу. Что значит "Нам объяснили в отделе кадров..."? А к юристу сходить было никак? Как можно было подписать договор не оставив себе второго экземпляра? Хотя бы ксерокопии. Мне кажется, что ребята из ПТУ на такое бы "не повелись" -у них уже есть понятие о пом, что в этой жизни приходится за все бороться, а студентам, судя по всему, жизнь покав розовых тонах представляется. Так что рассматривайте это лето как прививку от инфантилизма - пусть платную, зато на всю жизнь.
vampiryga

26.10.2009 15:51

на это повелись не только ребята с универа, но и из ПТУ!наверное, основная причина, это мечты о гигантской зарплате.а вторая - от неведения и незнания.романтика, путешествие...и все такое))))не единицы были возмущены всем этим, а многие...просто кто-то, то есть половина, промолчали,отпираясь..типа главное, чтобы платили, а вторая половина просто ушли либо после стажировочной поездки либо после первого рейса.
"Знакомому" - отдельное спасибо:)
Симон Петр

26.10.2009 17:12

Как боец двух стройотрядов скажу, что бесплатной рабсилой ССО не были. Наоборот, там зарабатывали приличные деньги. Лично я строил железную дорогу к Корболихинскому месторождению и дома в Кулунде. И когда вернулся домой, мне не было жаль проведенных в стройотряде месяцев, потому что в карманах хрустели вполне приличные по тем временам суммы.
ССО

27.10.2009 10:37

В советские времена было несклько типов тройотрядов - где-то можно было прилично заработать, а где-то работая не напрягаясь, неплохо отдохнуть. Я работал и первых и во вторых - после первого курса тянули ЛЭП в Горном, за 2 месяца полторы штуки получили - по тем временам - год жить можно было, а после второго( а также еще и после армии) - захотелось отдохнуть, поехали в Ставропольский край - овощи и фрукты в кохозе собирали. Заработали немного, зато все Мин. воды облазили, загорели до черноты, да и до моря потом доехали - лепота!
Виктор

29.10.2009 09:53

Как боец четырех стройотрядов скажу. Первый стройотряд был чебурашечным: линейки по утрам, дискотеки по вечерам, короче, работа по боку. А в последующих трех ходках зашибали конкретную деньгу - по 1,5-2 тысячи за два-три месяца, что по советским временам сверхсильно. Но! Но это не были в прямом смысле стройотряды! Это были такие шабашки, реально, я знаю, как всё делалось, И откаты уже тогда начинались. Уау.
Виктор

29.10.2009 10:01

Кстати, чуваки. могу выложить фото своей стройотрядовской куртки (которую храню), вся утыканная значками и шевронами.
Виктор

29.10.2009 10:06

Поясню эту свою фразу: "Но это не были в прямом смысле стройотряды! Это были такие шабашки, реально, я знаю, как всё делалось". Смысл в том, что таким же образом в СССРе работали бригады кавказцев, только они не были в стройотрядовских куртках. Они приезжали, брали подряд, договаривались по деньгам, пахали. Их называли грачами - черные и на лето прилетают. :)))))
Виктор

29.10.2009 10:08

Я всех убрал? :))) Ребята, не обижайтесь, просто я на стройотрядовском движении собаку съел, даже один раз был комиссаром, за что до сих пор стыдно!
Анна

01.12.2010 23:56

Виктор, вам стыдно за то, что вы были комиссаром???
Но не об этом я хотела сказать. Я боец студенческого отряда проводников моему отряду 38 лет, я в отряде 3 года. В этом году проблема Стиль-Проекта как нельзя остро встала и перед нашими отрядами. 42 года проводники Свердловской области обслуживали поезда в летний (а кто-то и в зимний) период, а сегодня наша следующая целина под угрозой - руководству Стиль-Проекта не понравилось наше стремление защитить свои права и был выдвинут ультиматум: либо мы работаем на их условиях (нет официального трудового договора, зарплата в конверте, нет отчислений в пенсионный фонд и т.д)либо не работаем вообще... Альтернативы у нас нет, офицально уполномоченнные лица и организации помочь нам не могут/не хотят... А Стиль-Проект процветает. Год молодёжи прошёл - студентов можно не поддерживать.
Ольга Винникова

04.08.2013 14:00

молодцы студенты абсолютно правильно разобрались со столичными жуликами и нам-пенсионерам помогли понять механизм "трудоустройства". С нас они пытаются содрать деньги еще на стадии медкомиссии, позволяя заработать на нас еще и жуликам -врачам. Всем - в суд!!! И разбираться с "бандитами" надо не массовыми жалобами в интернете- а реальными судебными решениями и приговорами, что ,конечно, гораздо труднее
Календарь
/ /
28.03.2024