Top.Mail.Ru
18+

Гигантомания: возможность создания агломераций рассматривают в четырех сибирских регионах, включая Барнаул.

Тенденция к объединению краевых и областных центров с близлежащими муниципалитетами стала основным мотивом в жизни территорий. О том, как видятся на этом фоне планы создания агломераций в Алтайском крае - рассказывается в аналитической статье, опубликованной 21 августа агентством Интерфакс.

В некоторых регионах это продиктовано не столько необходимостью, сколько интересами геополитики. И, безусловно, каждый край или область преследует экономическую выгоду. Хотя бы потому, что у городов-миллионников теперь есть шанс ежегодно получать из федерального бюджета по 1 млрд. рублей на поддержание инфраструктуры, между тем, города с населением от 500 тыс., но не дотягивающие до 1 млн. человек, могут рассчитывать на сумму в два раза меньшую.

В Сибири о необходимости создания агломерации заявили Красноярск, Иркутск, Томск, Барнаул. И не исключено, что это не окончательный список. Наиболее проработана возможность объединения в Иркутске, здесь в агломерацию планируют объединить города Иркутск, Ангарск и Шелехов. Эта проект уже получил одобрение на уровне Минрегионразвития.

Разработчиком иркутской агломерации выступил Фонд регионального развития Иркутской области. Основная цель разработки - привлечение инвестиций, формирование новой "точки роста" российской экономики, внедрение в агломерации высоких стандартов качества жизни.

Иркутская агломерация предусматривает реализацию до 2015 года нескольких инвестиционных проектов на общую сумму более 295 млрд. рублей. В том числе, модернизацию транспортной инфраструктуры, формирование транспортного каркаса агломерации, строительство международного аэропорта в районе Пади Ключевой, создание международного научного и образовательного центра, создание особой экономической зоны рекреационного типа и индустриальных парков, строительство новых жилых микрорайонов (5 млн. кв. метров).

Весной этого года проект "Иркутск-Ангарск-Шелехов" был представлен на Всемирном инвестиционном форуме в Китае в городе Наннин, основой программы которого была как раз агломерации крупных городов. В форуме принимали участие представители правительства Китая, исследовательских институтов, крупных промышленных предприятий, администраций особых экономических и индустриальных зон, Европейского банка реконструкции и развития. А также делегации крупных мировых агломераций: Босваш (Бостон, Провиденс, Хартфорд, Нью-Йорк Сити, Филадельфия, Балтимор, Вашингтон), ЧиПиттс (Чикаго, Детройт, Кливленд, Питтсбург), Тайхейо (Токио, Шицуока, Нагойя, Осака, Окаяма, Хиросима, Фукуока), Рурская область, Иль де Франс (Парижская провинция). Стоит отметить, что проект Иркутской агломерации заинтересовал организаторов форума, как один из самых динамично развивающихся в России.

Приток равноценного объема инвестиций ожидается в проект "Комплексное развитие Красноярской агломерации на период до 2020 года". По предварительным подсчетам, вложения составят порядка $10-15 млрд. Причем, по мнению главы региона Александра Хлопонина, частные инвестиции могут превысить государственное финансирование в пропорции от 4:1 до 5:1.

Весной красноярская администрация подписала с муниципальными властями соглашение о реализации межмуниципального инвестиционного проекта "Красноярск-2020". Оно предполагает совместную работу глав муниципалитетов по созданию и развитию единой транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры, согласование планов жилищного и промышленного строительства. Планы развития муниципалитетов будут корректироваться в соответствии с инвестиционным проектом развития красноярской агломерации. При этом документ не предусматривает изменения административных границ городов и районов. В красноярскую агломерацию войдут Березовский, Манский, Сухобузимский, Емельяновский районы и города Красноярск, Дивногорск и Сосновоборск.

Инициатором создания томской агломерации был вице-спикер Томской госдумы Борис Мальцев. Весной прошлого года на обсуждение областного парламента он вынес предложение о разработке генерального плана томской агломерации, которая бы объединила Томск, Северск и Томский сельский район. Любопытно, что политиками Томской области движет, в том числе и опасение, что регион могут превратить в районный центр Новосибирской или Кемеровской областей в случае укрупнения регионов, которое сейчас активно обсуждается в федеральных министерствах. Ведь во всей Томской области проживает чуть более 1 млн. человек...

Вероятнее всего развитие агломерации Томска будет идти через создание межмуниципальных координационных советов. Именно этот путь порекомендовал томичам президент Фонда регионального развития Иркутской области Алексей Козьмин. По его мнению, "использование межмуниципальных координационных органов - самый эффективный и сложный вариант управления агломерацией. Постоянно нужно договариваться и согласовывать интересы муниципалитетов, искать компромиссы". Эксперт считает, что этот вариант не вызовет жестких межмуниципальных конфликтов. "При объединении муниципалитетов в единый субъект или создании отдельных административных органов в составе области чаще всего возникают острые противоречия между политиками на местном уровне. Местные органы начинают переживать за свои полномочия. И иногда специально, иногда спонтанно начинаются публичные компании по поводу того, что жители городов потеряют свою идентичность", - говорит А.Козьмин. Полгода назад муниципальные власти Томска, Северска, Томского района и области сформировали рабочую группу для подготовки четырехстороннего меморандума об объединении. Этот документ определит основные положения для начала подготовки референдума и разработки нормативно-правовой базы будущего территориального образования. Кроме того, до конца 2008 года запланировано разработать единый проект развития агломерации Томск - Северск - Томский район.

В Алтайском крае все активнее обсуждается возможность создания сразу двух агломераций. Первая должна объединить город Змеиногорск и одноименный район, референдум по этому вопросу состоится уже в октябре этого года. Вторая агломерация, по предварительным данным, будет включать в себя города Барнаул, Новоалтайск и Первомайский район. Инициатором объединения выступает глава региона Александр Карлин. Губернатор уже не раз озвучивал возможность создания агломерации. Он также заявил, что "в этом процессе роль модератора, который всех пригласит к диалогу и всех выслушает, сыграет региональная власть".

По мнению А.Карлина, общая проблема, которая способствует объединению, - в том, что "часто люди живут в одной территории, а работают в другой. Одна территория получает плюсы, другая - проблемы. В пригородной зоне многие люди имеют дома, живут там, там же получают медицинскую помощь - а работают в Новоалтайске или Барнауле, и города получают плюсы, а сельскому району остаются проблемы".

По всей видимости, объединительные мотивы не встретят противодействия со стороны глав муниципалитетов в Алтайском крае (хотя, например, глава Северска Томской области поначалу был против объединения). Мэр Новоалтайска Владимир Иванов сказал Interfax.Russia.ru: "Положительно оцениваю идею объединения в барнаульскую агломерацию, тем более что самостоятельность как глава не потеряю. Мы предпринимаем первые шаги в этом направлении, идут предпроектные проработки создания троллейбусного маршрута. Планируется, что он соединит Новоалтайск с Барнаулом, но вначале его надо запустить здесь".

По мнению главы Новоалтайска, объединение положительно скажется на культурных и транспортных связях между краевым центром и городом-спутником, которому, кстати, тоже есть, что предложить. "В Барнауле - острый дефицит участков под жилищное и промышленное строительство, а Новоалтайск располагает свободными площадями. Сейчас мы отводим большой участок под жилье, в нашу промзону планирует перевести свои оптовые склады крупная торговая сеть "Мария-РА", - говорит мэр. Кстати, Новоалтайск и Барнаул всегда были очень близки друг к другу: например, дорога из этого города в деловой центр Барнаула занимает в два раза меньше времени, чем из спальных районов.

Единственный минус агломерации главы сибирских регионов видят в слабой законодательной базе - пока даже в Градостроительном кодексе нет определения агломерации. Но, судя по их активным действиям, - это временно.

Обозреватель Любовь Третьякова
Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 7
Замята

22.08.2008 09:29

Чем меньше чиновников, тем лучше, а эффективное МСУ в любом муниципалитете числом более 20.000 невозможно, так что чем больше агломираций, тем лучше. Вместе веселее....
Симон Петр

22.08.2008 11:23

Дурь вся эта агломерация. Тем более, Алтайском краю и с агломерацией не видать миллиарда - В Бапрнауле живет 600 тысяч, в Новоалтайске - 70 тысяч. Объединить Барнаул и Новоалтайск Карлину хочется по простой причине - это заметнее для Москвы. Вот чиновников местных дрючить, заставлять работать в интересах простых людей - можно и инфаркт заработать. А города сливать - хоть каждый день. Про троллейбус Барнаул-Новоалтайск - полная чушь. Скорость троллейбуса ниже, чем скорость маршрутки. Зачем троллейбус, если "Газели" ездят из любой точки Новоалтайска в любую точку Барнаула? И ведь еще есть электрички. В общем, полный бред.
Заноза

22.08.2008 11:43

Троллейбус нужен для того,чтобы вы руки не выкручивали,г-да перевозчики.Государство везде должно быть игроком на рынке,вот тогда у буржуев зубки-то отвалятся.Пусть объединяются,все села вокруг заберем и будем большим городом.Почему нет?
Я не понимаю

22.08.2008 12:18

Агломерация Змеиногорск + район приведет к снижению или к росту числа чиновников? А агломерация Барнаул + Новоалтайск зачем нужна? Чтобы налог с земельных участков в районе Новоалтайска повысить? Или чтобы жители Фирсово и др. деревень-спутников платили налог не как сельчане, а как горожане?
Занозе

22.08.2008 13:23

Вот мне интересно - а где и когда у буржуев в России зубы поотваливались? рассказы про конкуренцию - фигня. Построят троллейбусную линию, скажут - надо ее окупить. Или еще чего придумают - и будет не дешевле маршрутки. Вот как с новым мостом: говорили ведь, что он будет платным всего год, а поначалу билет, однажды купленный, действовал весь день - хоть заездись туда-сюда. А потом как-то все "устаканилось"...
Квадрат

22.08.2008 15:16

Не ожидал от Интерфакса причисления Барнаула к региону.
наблюдатель из московской психушки- Занозе

22.08.2008 16:26

Правильно, бей буржуев, разваливай все до основания!
Вернее до уровня канализации. Ломать не строить! Потом политзаключенные все постоят на халяву! Введем талоны, все по 1 кг в руки, по 1 пачке.Дефицит появится. Будем ходить колоннами по четыре, петь песни. Полная веселуха!! Ура!
Календарь
/ /
07.05.2024