Жители ряда сибирских регионов, поверившие уговорам властей,
ориентировавшихся на оказавшийся сомнительным опыт чиновных
"борцов с безработицей" из Алтайского края, оказались в
критической ситуации на отдаленном океанском острове.
Тем не менее, отправленные на Шикотан жители Кузбасса отработал
там до конца договора, рассказывает 22 января
"Комсомольская правда - Кемерово",
вновь вернувшаяся к теме скандальной инициативы отправки больших
групп жителей регонов Сибири на заработки "на край света" в
рамках освоения бюджетных средств по борьбе с безработицей.
Уехать с острова в запланированное время не удалось практически
никому из сезонных рабочих. Причиной тому стала поломка теплохода
"Фархутдинов", единственного средства передвижения с острова на
большую землю. На это время предприятие предоставило рабочим
бесплатное проживание и питание, но...
- Как только срок договора заканчивался, к работнику приходил
комендант общежития и требовал оставить паспорт в обмен на
постельное белье. Если человек отдавать документ не соглашался,
ему не оставалось ничего, кроме как спать на голой металлической
сетке. И так почти месяц! - горячится Николай.- Еда в столовой
была, но какая! Баланда...
В итоге оставшиеся не у дел работники были вынуждены сами
добывать себе пропитание. Николаю и его товарищам приходилось
грузить уголь, делать мелкий ремонт в домах местных жителей,
просто чтобы купить пачку сигарет или чая.
- Представьте, каково это - почти месяц жить без копейки! -
возмущается Роман. - Мы там практически бомжевали. И отношение
было соответствующее.
К этому времени на острове настала глубокая осень. Конечно,
Сахалин не Сибирь, но в летней одежде кемеровчане чувствовали
себя весьма некомфортно.
Во второй половине декабря наконец-то поступила информация о том,
что теплоход отремонтирован и движется к острову. Однако по
условиям договора, деньги на обратную дорогу рабочие должны были
получить в кассе завода. Руководство предложило приезжим условие:
подписываешь договор на заем, в который входит весь долг,
накопленный за время пребывания на острове плюс семь тысяч на
проезд, получаешь на руки эти семь тысяч и отправляешься на борт
теплохода. Тем же, кто заемный договор подписывать отказался,
попасть на пароход не давали.
Кстати, стоимость проезда только на теплоходе составила три с
половиной тысячи рублей. Это цена обычного билета в
четырехместную каюту, однако всех сезонных рабочих отправили в
трюм. Двадцать часов дороги они провели в страшной тесноте, на
полу, едва прикрытом матрасами. Не стало лучше и на большой
земле. Кроме денег на билет в плацкартный билет, у кемеровчан
осталось приблизительно по 100 рублей суточных. И это в чужом
городе, в Хабаровске, где ближайшего поезда ждать пришлось почти
сутки!
Таким образом, в конце ноября жители Кузбасса вернулись-таки домой.
После пятимесячного отсутствия Николай приехал домой в летней
одежде, без денег и с долговым обязательством на тридцать тысяч.
Обратившись в Службу занятости, он получил обещанную компенсацию
за проживание и обратную дорогу. Суммы полученных из бюджета с
рамках программ по борьбе с безработицей денег как раз хватает,
чтобы рассчитаться с долгом. Выплатив его, он и его семья
останутся совсем без денег и без особых перспектив. Кроме того,
головная боль Николая - долг по кредиту, из- за которого он и
отправился на заработки. За время его отсутствия сумма долга,
который он надеялся погасить, заработав на острове, естественно,
не только не уменьшилась, но и выросла - начались штрафы за
просрочку выплат.
Как выяснилось, возникшая в ходе "угара" по освоению неожиданно
свалившихся на региональных чиновников в 2009 г. больших
бюджетных средств по поддержанию занятости, оригинальная
инициатива отправки безработных на остров, имеет авторов среди
чиновиков Алтайского края - прочие регионы лишь ориентировались
на этот "передовой опыт". Об этом сообщила "Комсомольской правде"
заведующая сектором трудовой миграции Департамента труда и
занятости Кемеровской области Людмила Сивых:
- Программу "Дополнительные меры по снижению напряженности на
рынке труда в 2009 году" разрабатывали в Кемеровской области мы.
А вот ее реализация была возложена на местные центры занятости.
Изначально в рамках программы планировалось сотрудничество с
новокузнецкими работодателями, однако, когда программа была уже
утверждена, они от участия отказались. Стали искать другие
варианты, и вскоре выяснилось, что наши алтайские коллеги успешно
сотрудничают с "Рыбокомбинатом Островным". Мы запросили все
документы и после их проверки пригласили представителя комбината
в Кузбасс. На встрече с потенциальными работниками представитель
заявляла, что даже после всех вычетов люди смогут заработать не
менее 22 тысяч. Эта сумма значилась и в трудовых договорах,
которые она тут же заключала с будущими рыбообработчиками.
Проблемы с Шикотаном начались сразу после выплаты первой
зарплаты. После долгих и безуспешных телефонных переговоров в
адрес руководства рыбокомбината была направлена официальная
телеграмма от администрации области с просьбой разобраться в
ситуации и решить проблему. Ответа на нее мы не получили. После
этого мы обратились в прокуратуру и в трудовую инспекцию
Сахалинской области. Там нам ответили, что никаких нарушений в
начислении заработной платы не выявлено.
Таким образом, все мы оказались заложниками этой неприятной
ситуации. На основе этого опыта мы решили не организовывать
больше таких больших групп и уж точно не отправлять их на такие
далекие расстояния. В новом году будем искать партнеров только в
нашей области и в регионах по соседству. Всем же пострадавшим в
истории с рыбокомбинатом советуем обращаться в суд.
25.01.2010 10:37
25.01.2010 11:27
25.01.2010 11:41