X
18+

Редакция "Ведомостей" продолжает настаивать на том, что объединение "двух Алтаев" - в ближайших планах Кремля.

В этой связи 12 февраля "Ведомости" публикуют специальную редакционную статью.

Судя по новостям из Кремля, у властей есть желание продолжить процесс укрупнения регионов, приостановленный из-за кризиса. А недавнее провокационное предложение Бориса Грызлова объединить все дотационные регионы с самодостаточными было очень похоже на попытку выяснить настроение общества и готовность региональных элит к очередным переменам.

Предыдущая волна укрупнений прошла в 2003-2007 гг., после того как был принят федеральный конституционный закон о порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта. Пять объединительных референдумов привели к тому, что число субъектов Федерации снизилось с 89 до 83. Исчезли как субъекты Федерации Коми-Пермяцкий, Таймырский, Эвенкийский, Корякский, Усть-Ордынский Бурятский и Агинский Бурятский автономные округа.

На сегодняшний день сложносоставных субъектов осталось два - Архангельская область с входящим в нее Ненецким автономным округом и Тюменская область с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. До сих пор разговоры об объединении в этих регионах наталкивались на жесткое сопротивление. Причина проста: слабые регионы обычно примыкали к более сильным, а в случае с Архангельской и Тюменской областями автономные округа экономически намного благополучнее областей. Утрата самостоятельности им не по душе. Третий кандидат на укрупнение - Алтайский край, в состав которого может войти Республика Алтай.

Желание властей "упорядочить" региональную структуру понятно. Но если взглянуть на результаты предыдущего укрупнения, то окажется, что территориальное устройство страны стало не проще, а сложнее.

Список разновидностей субъектов Федерации расширился. Теперь у нас есть не только республики, области, края, автономные округа, автономные области, города федерального значения, но и субъекты, имеющие внутри себя административно-территориальные единицы с особым статусом. Бывшие субъекты РФ превратились в территории (в тех же границах), статус которых и система управления зависят от договоренностей с властями "старшего" субъекта. Эти административно-территориальные единицы не упоминаются в Конституции. В Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах добывается вся российская нефть и газ. Не слишком ли рискованно устанавливать там настолько непрозрачную структуру управления?

Один из самых ходовых аргументов в пользу укрупнения регионов - уменьшить число дотационных, экономически неразвитых территорий. Диспропорции в развитии российских регионов и правда поражают воображение: 23% суммарного ВРП страны приходится на Москву. Вместе с Тюменской областью (включая нефтегазодобывающие автономные округа) получается 35%. На десятку крупнейших регионов страны приходится более 57% суммарного ВРП, остальные 73 региона экономической погоды не делают. Однако возникает вопрос: почему механическое объединение двух регионов в одну структуру должно привести к тому, что жители малоразвитых территорий будут жить лучше?

Улучшение будет лишь статистическое - на бумаге количество бедных регионов действительно станет меньше. Но укрупнение будет только камуфлировать неравенство.

Кстати, дотационный или самодостаточный регион - зависит лишь от того, какую часть налоговых доходов он оставляет себе, а какую отправляет в центр. Если уж власти так хочется себя порадовать уменьшением числа дотационных территорий, достаточно изменить налоговую пропорцию.

Доклад Всемирного банка о пространственном развитии показывает, что в рамках одной страны всегда есть территории бедные и богатые, просто потому что у них разная экономическая специализация, разные природные ресурсы, разное географическое положение. И степень неравенства территорий в последние годы только растет. Бывшие перспективные производства уходят в небытие, а прорывными и прибыльными становятся экономические отрасли, существование которых было даже трудно представить. Но укрупнение субъектов Федерации стимулом для развития почти никогда не становилось.

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 7
Базилио

12.02.2010 11:43

"предложение Бориса Грызлова объединить все дотационные регионы с самодостаточными "
Кто нибудь объясните, в паре Алтайский край- Республика Алтай какой регион самодостаточный?
а чо?

12.02.2010 11:56

В ходе распада СССР, вслед за экономическим кризисом, острая фаза которого началась в 1990 г., последовал кризис управленческий, а за ним и политический. В этой ситуации важнее всего не допустить хаоса. Но, при таком развитии событий политически аморфной «Единой России», убедительно доказавшей неспособность противостоять масштабной коррупции, едва ли будет доверено формирование нового правительства. Однако, вполне реально создать антикризисное правительство на персональной основе. Серьезные профессионалы есть. Среди них можно найти и премьер-министра с опытом работы в этой должности.

Однако на какие политически-организованные силы общества сможет опереться такое правительство? Сможет ли оно, через контролируемую «Единой Россией» Государственную Думу, провести необходимые антикризисные законопроекты? Какие указания получат депутаты-«единоросы» от своего лидера: поддержать эти законопроекты или отвергнуть?

пожалу соглашусь, НО

12.02.2010 12:30

Чиновники, члены «Единой России», (немалая часть которых – откровенные коррупционеры), занимают все ключевые позиции в государственном аппарате, в т.ч. губернаторы, назначенные бывшим президентом. Эти чиновники будут выполнять или будут саботировать принятые антикризисные законы, а также решения нового правительства? Провалить антикризисную программу нового кабинета и затем на него же свалить ответственность за возникший хаос – политическая классика. Почему бы «единоросам» не воспользоваться подобной тактикой для восстановления своего правительства и своего безраздельного политического доминирования?

Altaец

12.02.2010 13:18

Кто все таки продолжает настаивать на том, что объединение "двух Алтаев" - в ближайших планах Кремля редакция "Ведомостей" или администрация "Банкфакса"?
Бакс

12.02.2010 13:30

Общее во всех произошедших объединениях - "славянизация" нацменских регионов, что правильно, поскольку способно предотвратить очередной развал России по "ленинским" административным границам.
M31

12.02.2010 16:08

РА и край в конце концов объединят, но для этого нужны предпосылки. Таковыми может стать доведение жителей этих двух регионов до полного обнищания, вследствие чего люди будут готовы к объединению. Переназначение Карлина и Бердникова, на фоне обновления губернаторского корпуса, является прямым подтверждением того, что Кремль взял курс на объединение. Главное теперь, дождить до того дня, не сдохнуть от голода или не погибнуть от дубинок ОМОНа.
Alex

14.02.2010 20:18

А с другой стороны,республика с числом жителей меньше Рубцовского района,и там правительтво,министры.Не круто-ли ....
Календарь
/ /
07.12.2021