Студенты Алтайской государственной педакадемии (АлтГПА),
изучающие спецкурс "Ранневозрастное политическое воспитание",
сочиняют политические сказки для детей. Они уверены, что именно
так можно объяснить детям, что такое демократия и гражданское
общество, расказывает
Радио Свобода.
"Медведь, хозяин леса, возвратился со стажировки в Гарварде
решительным либералом. Первым делом он развесил в лесу почтовые
ящики, чтобы наладить обратную связь общества и власти. Жалобы
медведь собирался рассматривать лично и очень внимательно. В
итоге звери завалили своими посланиями все почтовые ящики и
довели бедного медведя до скоропостижной кончины от истощения
сил. После этого в лесу воцарилось окончательное недоверие к
либеральным ценностям и тоска по твердой лапе". Это сюжет сказки,
которую написала студентка АлтГПА Гулимира Байтырекова. И хотя
история, в общем-то, грустная, без счастливого конца, но
студентка считает, что политическая сказка именно такой и должна
быть.
Уже несколько лет будущие педагоги изучают спецкурс
"Ранневозрастное политическое воспитание" и пишут политические
сказки. По замыслу создателей курса, ребенку с четырехлетнего
возраста нужно передать и объяснить 33 базовых политических
термина. Эти знания заложат в ребенке первые кирпичики в
фундамент будущего активного члена гражданского общества.
Разумеется, студенты и сами просвещаются политически, а в сказках
не скрывают своих идеологических взглядов.
"Мне не нравится, что у нас нет доступа к власти для других
политических партий, кроме "Единой России" - большой
заградительный барьер, регистрация абсолютно невозможна, -
говорит Гулимира Байтырекова, сочинившая сказку про
медведя-либерала. "В официальных источниках часто говорится
"построим гражданское общество". Я считаю, что сам глагол
"построим" здесь неуместен. Строили Советский Союз - сразу здесь
идет какой-то оттенок тоталитаризма. Мне кажется, нужно создать
условия для того, чтобы гражданское общество развивалось. На
сегодняшний день таких условий в нашей стране нет, поэтому и
гражданского общества нет, и оно не развивается," - развивает
мысль девушка.
Впрочем, единомыслия здесь нет - никаких идеологических установок
студентам никто не дает. Среди "сказочников" есть сторонники
разных партий: либералы, консерваторы и даже монархисты. Есть те,
кто убежден, что власть должен выбирать народ, а есть и такие,
кто допускает, что сверху виднее, кого назначить в начальники.
"Многие граждане, которые выбирают, некомпетентны в этом вопросе
и не могут рационально и сознательно выбрать, - объясняет одна из
студенток. - А если назначают - есть правительство, там люди
политически грамотные".
Студенты читают свои сказки в детских садах и в младших классах
школ, где проходят педагогическую практику. Дети начинают
задумываться, что такое государство, выборы; им объясняют основы
демократии. Звери в сказках словно списаны с наших российских
реалий: кто-то правит в лесу авторитарно, а кто-то - опираясь на
народное вече. Одни пресекают инакомыслие, а другие - поощряют
критику в свой адрес.
Нет единства мнений и относительно самого проекта. Студенты
отмечают, что пока в головах у детей темный лес, и это вполне
понятно. Однако будущие педагоги уверены, что их сказки детям
очень нужны и важны для воспитания. Есть надежда, что дети не
забудут сказочные уроки - и медведь-либерал, вопреки сюжету
сказки, не умрет от истощения сил, а будет долго и с пользой для
народа руководить без помощи твердой лапы.