X
18+

Доклад Общественной наблюдательной комиссии Алтайского края по итогам контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания в 2009 году. Окончание.

Окончание доклада Общественной наблюдательной комиссии Алтайского края по итогам контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания в 2009 году.

<...>Об оказании содействия защиты прав лицам, находящимся в местах принудительного содержания, и взаимодействии с органами государственной и судебной власти

В целях содействия защиты прав лицам, находящимся в местах принудительного содержания в Алтайском крае, ОНК за отчетный период было подготовлено 157 различных обращений, актов, ходатайств в органы государственной и муниципальной власти, УФСИН и ГУВД по Алтайскому краю, в краевую прокуратуру, следственное управление и т. д.

Кроме этого, ОНК при организационной поддержке Алтайской краевой общественной организации "Защита и поддержка гражданских прав и инициатив" и Московского регионального общественного благотворительного фонда "Социальное Партнерство" провела три публичных мероприятия в формате межрегиональных круглых столов с участием общественных экспертов из Москвы (В.В. Борщев и А.В. Бабушкин), Новосибирской области и Республики Алтай.

11 марта 2009 г. в г. Барнауле прошел круглый стол "Взаимодействие общественных объединений с уголовно-исполнительными и правоохранительными органами", 9 июня - круглый стол "О ходе выполнения Федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", а 15 декабря - на тему "Актуальные проблемы соблюдения прав человека в местах принудительного содержания".

На вышеперечисленных мероприятиях обсуждались следующие вопросы: законодательные основы общественного контроля соблюдения прав человека в местах принудительного содержания; практика визитирования мест принудительного содержания; правовые основы деятельности общественных наблюдательных комиссий; анализ письменных обращений в Общественную наблюдательную комиссию по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания; первые итоги инспектирования мест принудительного содержания Общественной наблюдательной комиссией Алтайского края; нарушение прав на УДО лиц, находящихся в местах принудительного содержания; ситуация с соблюдением прав человека в местах принудительного содержания в Алтайском крае по результатам общественного контроля; проблемы использования общественнополезного труда для социальной адаптации осужденных в учреждениях УФСИН Алтайского края.

Достижение целей и задач, определяемых Федеральным законом Российской Федерации "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", невозможно без конструктивных взаимоотношений с администрацией учреждений принудительного содержания и руководства соответствующих ведомств, с судебной властью, без содействия работе ОНК со стороны органов государственной власти:

а) с ГУВД по Алтайскому краю.

С руководством ГУВД по Алтайскому краю в отчетный период сложились рабочие взаимоотношения. Случаев препятствования инспектированию мест принудительного содержания членами ОНК со стороны администрации ГУВД по Алтайскому краю не было. В этом году Алтайский край впервые принял участие в международном проекте "Неделя посещений отделений милиции". Мероприятие проходило с 26 по 30 октября. Члены ОНК с волонтерами из АКОО "Защита и поддержка гражданских прав и инициатив" посетили восемь ОВД Алтайского края. Руководство ГУВД по Алтайскому краю своевременно уведомляла ОНК о принятых решениях по высказанным замечаниям в ходе посещения ОВД и ИВС и приняло активное участие во всех трех тематических мероприятиях, проводимых ОНК Алтайского края.

Недостатки, такие как, например, отсутствие наглядной правозащитной информации в ОВД или ИВС, не требующие материальных затрат или изменения штатов учреждения, устранялись оперативно. Замечания ОНК, устранение которых требовало материальных затрат (переоборудование дежурной части ОВД, реконструкция помещений ИВС и др., ремонт камер и т. д.) в большинстве своем не решены.

Решение такой проблемы, как обеспечение питанием и постельными принадлежностями (в ночное время) лиц, задержанных на срок более трех часов в ОВД, как явствует из нашей переписки с руководством ГУВД, требует внесения изменений в действующие нормативные правовые акты;

б) с УФСИН России по Алтайскому краю.

Хотелось бы отметить, что за отчетный период со стороны администрации учреждений УФСИН РФ по Алтайскому краю не было ни одного случая попыток ограничения членам ОНК посещения учреждений или отдельных помещений учреждений УФСИН.

В тоже время вынужден отметить, что наши отношения в крае с уголовноисполнительной системой пока складываются непросто. Руководством УФСИН РФ по Алтайскому краю было проигнорировано участие в работе круглого стола 11 марта 2009 г. "Взаимодействие общественных объединений с уголовно-исполнительными и правоохранительными органами", хотя впоследствии их представители приняли участие в двух других мероприятиях с участием членов ОНК. Проигнорирована просьба разработать более прозрачную процедуру приема заявлений от осужденных на УДО; пересмотреть порядок вынесения взысканий осужденным начальником отряда и составления соответствующих актов, оградив данные процедуры от возможного произвола со стороны отдельных недобросовестных сотрудников администрации.

УФСИН России по Алтайскому краю регулярно информировал ОНК о решениях, принятых по актам инспектирования своих учреждений членами ОНК, и результатах своих служебных расследований, в ходе которых в большинстве случаев нарушение прав осужденных не было подтверждено.

Необходимо отметить, что руководство УФСИН России по Алтайскому краю положительно реагировало на замечания ОНК не только в вопросе устранения недостаточности правовой информированности осужденных и пополнения ассортимента в магазинах, но сумело организовать систему по обеспечению ДЛО (дополнительное лекарственное обеспечение) осужденных, имеющих инвалидность, при получении соцпакета в ИУ. Помимо этого, в актив можно отнести организацию проведения периодических медицинских осмотров лиц, занятых в производстве вредных, опасных веществ и производственных факторов, и введение в ежеквартальную отчетность работы стоматолога показателя количества принятых на амбулаторном приеме с целью лечения и с целью удаления зубов;

в) взаимодействие комиссии с другими государственными органами, судебной властью.

Несомненно, взаимоотношения со структурами прокуратуры были одними из приоритетных, так как они выполняют надзорные функции не только за соблюдением законности в местах принудительного содержания, но и за действиями правоохранительных органов и ходом следствия. Значительное число обращений лиц, находящихся в местах принудительного содержания, в ОНК Алтайского края были связаны с нарушением прав в момент задержания или в ходе следственных действий. Эти вопросы не находятся в прямой компетенции ОНК, и мы были вынуждены для защиты прав этих лиц обращаться в прокуратуру и следственное управление следственного комитета при прокуратуре. К сожалению, в нарушение ст. 19 ФЗ от 10.06.08. ФЗ-76 "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания" ОНК Алтайского края о результатах обращений нередко просто не информировалась или ответ, как в случае нашего обращения по жалобе Ладанова И.А., был без даты и не содержал исчерпывающих ответов на аргументы, изложенные в нашем обращении. Ссылку прокуратуры, на то, что ОНК не информировалась по своим обращениям в связи с отсутствием такого указания в письмах самой ОНК, считаю надуманной.

Согласно ст. 4 п. 2 ФЗ от 10.06.08 NФЗ-76 "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания" ОНК не может вмешиваться в следственно-оперативную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях, поэтому по фактам выявленных нарушениях прав осужденных при посещении ИУ, требующим прокурорского реагирования, члены ОНК обращались в прокуратуру.

Вынужден констатировать, что и по данным обращениям реакция прокуратуры часто запаздывала, а ответы на обращения были недостаточно, на мой взгляд, аргументированными. В случае с осужденным Тихоновым С.Б. (ФБУ ИК-4) о законности вынесения ему взыскания начальником отряда 28 июля 2009 г. и объективности характеристики, направленной на него в суд для решения вопроса об УДО, от администрации колонии ответа мы до сих пор не получили.

На просьбу проинформировать ОНК о дате проведения проверки по факту необоснованности вынесения осужденному Картошову Н.Г. администрацией ФБУ ИК-4 дисциплинарного взыскания с целью рассмотрения возможности принятия участия в ней представителей ОНК Алтайского края (исх. П-122/09 от 27.10.2009) мы получили ответ от рубцовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Земских Ю.В. (исх. 49ж-09 от 04.12.2009) с пространным изложением ст. 16 Федерального закона от 10.06.08 N76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и выводом о том, что участия работников прокуратуры в проверках ОНК не требуется.

ОНК Алтайского края выражает надежду на более конструктивные взаимоотношения с органами прокуратуры в 2010 году.

Хотелось бы отметить внимательное отношение к деятельности ОНК Алтайского края Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае Вислогузова Ю.А., который лично принял участие в двух тематических мероприятиях, проводимых ОНК. Со своей стороны ОНК в течение года информировала аппарат Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае о результатах посещения мест принудительного содержания.

В ходе своей деятельности мы сталкивались с пробелами в действующем законодательстве, особенно в вопросах УДО, трудовой занятости и медицинской помощи в ИУ, в обеспечении в ОВД питанием и постельными принадлежностями задержанных лиц, в вопросах регистрации и получения гражданства Российской Федерации лицами, освободившимися из мест принудительного содержания или отбывающими еще наказание в ИУ и т. д.

Да и сам Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания", на наш взгляд, нуждается в совершенствовании. Существующие пробелы в законодательстве, бесспорно, снижают эффективность работы по общественному контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания.

В ходе работы 15 декабря 2009 г. межрегионального круглого стола "Актуальные проблемы соблюдения прав человека в местах принудительного содержания" мы попытались обсудить данные вопросы с депутатами Государственной Думы ФС РФ от Алтайского края, но ни они сами, ни их помощники, как и представители Алтайского краевого суда, не смогли принять участие в этом мероприятии.

К сожалению, ОНК не наделены правом законодательной инициативы, поэтому считаю целесообразным организацию под Вашем патронажем совместного мероприятия с федеральными законодателями и заинтересованными ведомствами. ОНК Алтайского края готова направить своего представителя и (или) свои предложения на такой форум.

Заключение

Ввиду малочисленности ОНК Алтайского края, большого количества в крае мест принудительного содержания, их территориальной удаленности от краевого центра, материальных сложностей при организации проведения инспектирования отдаленных СИЗО, ИУ, ИВС и ОВД мы не смогли посетить в отчетном году все учреждения.

С целью решения проблем ОНК с транспортными затратами на посещение удаленных мест принудительного содержания в 2009 г. Алтайской краевой общественной организацией "Защита и поддержка гражданских прав и инициатив" была подготовлена заявка на получение гранта в размере 90 000 рублей. Получение гранта способствовало бы осуществить посещение 57 мест принудительного содержания, находящихся вне г. Барнаула, дополнительно позволило бы получить консультативную помощь более 200 лицам, но грантодатель в лице Администрации Алтайского края отказал.

Ситуация с возможностью проведения в крае общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания в 2010 г. обещает быть еще более сложной. Член ОНК Алтайского края Соловьев А.В. 19 ноября 2009 г. добровольно сложил с себя полномочия.

Несмотря на предстоящие трудности, члены ОНК Алтайского края готовы продолжить работу по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания в 2010 году.

Председатель ОНК А.И. Гончаренко
Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 0
Календарь
/ /
07.12.2021