В Азии расположен крупнейший в мире импортер зерна - Япония (в 2009 г., по данным национальной статистической службы, импортировала 26,01 млн т), и самые быстрорастущие рынки-импортеры (Китай, Южная Корея и др.). Но российское зерно до этих стран почти не доходит: в этом году, по данным аналитика, в Японию поставлено 0,04 млн т зерна при общем прогнозе экспорта в 21 млн т. Экспортировать больше мешают высокие тарифы на перевозку и нехватка портовых мощностей: зерно так называемым методом прямой перевалки (т. е. с вагона на судно) отгружается через Владивостокский морской торговый порт (ВМТП , сейчас его мощности позволяют переваливать в год больше 1 млн т) и контейнерами.
Строительство специализированного терминала для экспорта зерновых обсуждается много лет: еще в 2006 г. тогдашний министр сельского хозяйства Алексей Гордеев заявлял, что Россия могла бы поставлять в Азию до 5 млн т сибирских зерновых, в том числе производимых в Новосибирской области и на Алтае. Но с тех пор терминал так и не был построен.
Проект строительства терминала в порту Ванино совместно с компанией "Базовый элемент" предусматривает строительство портового элеватора емкостью 150 000 т и годовой мощностью 2,5 млн т. Проект, по расчетам ОЗК, должен обойтись в 3,8 млрд руб. Соглашение о строительстве терминала "Базэл", ОЗК и "Русагротранс" заключили в конце апреля, подтвердили представители "Базэла" и "Русагротранса". Названные ОЗК параметры представитель "Базэла" назвал верными. Но в какой форме будет осуществляться финансирование и как будут распределяться доли инвесторов в проекте, представитель "Базэла" не сказал. Представитель ОЗК сообщил лишь, что проект будет реализовываться как государственно-частное партнерство, ОЗК рассчитывает на долю не менее блокирующей. Сообщить другие подробности он отказался.
"Базэл" управляет портом Ванино, где будет размещаться терминал, и проект интересен с точки зрения развития порта, говорит представитель "Базэла". В качестве основного трейдера, который будет выкупать зерно в Ванино, рассматривается японская корпорация Itochu, добавил он.
Источник, близкий к одному из инвесторов терминала, отметил, что ключевым моментом реализации проекта является участие "Базэла", который сможет обеспечить обратную загрузку вагонов: входящая в холдинг UC Rusal будет перевозить из Ванино на свои алюминиевые заводы импортируемый глинозем. Без обратной загрузки экспорт зерна через Дальний Восток нерентабелен, объясняет он.
09.06.2010 12:56