Top.Mail.Ru
18+

На Алтае отмечают 180 лет образования Алтайской духовной миссии.

Ей во многом обязано своим началом образование и врачевание на Алтае, отмечает в официальном заявлени по этому поводу Минздрав Республики Алтай.

Медицинское ведомство в связи с юбилеем миссии подчеркивает, что у истоков врачебного дела в Горном Алтае стоял Артемий Левицкий - игумен Акакий (1809- 1874), миссионер, первый штатный врач Горного Алтая. Он обучался в Московской духовной семинарии и Московской медикохирургической академии. В октябре 1839 года прибыл на Алтай и стал сотрудником Алтайской духовной миссии. Параллельно миссионерскому служению трудился "лекарем". В 1845 году рукоположен в священный сан с принятием монашества. С 1868 года - игумен. Служил миссионером в Мыютинском стане. Основал миссионерские селения, преобразованные в населённые пункты: Чёрно-Ануйское (1849), Ильинское (1854), Урсульское (ныне Онгудай, 1856), Тюдралинское (1865), Мариинское (1866) и Абайское (1866). Открыл и обустроил Чёрно-Ануйский и Урсульский (Онгудайский) миссионерские станы. В 1858 году им была открыта первая школа в Чёрном Ануе. В основанных им селениях построил пять храмов и ряд других миссионерских, в т.ч. школьных, строений. В 1875 году в Улале открыта миссионерская больница с аптекой. Заведовал больницей вольнонаёмный фельдшер. Кстати, все ближайшие последователи Акакия также шли его путём - сначала получали духовное образование, а затем светское, становясь врачами. Погребён Акакий в ограде молельного дома села Абай.

А основал Алтайскую духовную миссию, сыгравшую огромную просветительскую и культурную роль в истории Горного Алтая, выдающийся миссионер прп. Макарий (Глухарёв). Она получила наибольшую известность среди духовных миссий российской православной церкви, действовавших на территории России в XIX - начале XX веков. Все основные виды миссионерского делания - проповедь, обучение, богослужение - алтайские миссионеры совершали на родном языке алтайцев и шорцев. Менее чем за столетие (1830-1920) трудами миссионеров из язычества в православие было обращено более половины коренного населения Горного Алтая и Горной Шории. На Иркутском миссионерском съезде 1910 году Алтайская духовная миссия была признана "образцом и руководителем" для других миссий.

3 августа 1830 года миссия оставила Тобольск, 23 августа она достигла Барнаула, 28 августа миссия прибыла в Бийск. В начале сентября архим. Макарий отправился в Горный Алтай и прибыл в с. Улала (совр. Горно-Алтайск). Уже 7 сентября 1830 года прп. Макарий крестил в Улале молодого алтайца Элеску, которого, как первенца миссии, назвал Иоанном. Этот день алтайские миссионеры считали днём рождения миссии.

К началу деятельности миссионеров абсолютное большинство алтайцев и шорцев были язычниками-шаманистами, они почитали духов гор, лесов и рек и во всех своих нуждах обращались к камам (шаманам).

Сподвижниками прп. Макария стали: иеромонахи Анастасий и Парфений, священники Алексий Ионин, Алексий Глухарёв (брат о. Макария), Василий Весский, Стефан Ландышев, воспитанники духовных училищ М. Негрицкий и Т. Экзерцев, студент ветеринарного отделения Московской медико-хирургической академии А. Левицкий (впосл. игум. Акакий), дьячок П. Тарбаев, отставной солдат А. Орлов, крестьянин Ф. Гилёв, П. Ландышева (мачеха о. Стефана Ландышева) и др.

За время своего пребывания на Алтае архимандрит Макарий перевёл для алтайцев почти всё Евангелие, избранные места из Деяний св. апостолов, Первое послание Иоанна Богослова, многие псалмы, историю прав. Иосифа, др. избранные места из книг Второзакония, краткий катехизис, 10 заповедей с изъяснением, составил краткую Священную историю и вопросы на исповеди. За 13 лет и 8 месяцев руководства миссией прп. Макарием были крещены 675 взрослых алтайцев и более 700 детей. Оглашённых евангельской проповедью о. Макарий допускал к крещению с большой осторожностью и никогда не гнался за числом новокрещёных. К 1844 году в Алтайской духовной миссии насчитывалось 15 сотрудников, 3 церкви, 3 стана, 2 школы, 4 селения для новокрещёных алтайцев. Заложив основание миссионерского дела на Алтае, архим. Макарий из-за болезни по собственному прошению уволился за штат. 4 июля 1844 года он выехал из Улалы.

Преемником прп. Макария в руководстве миссии стал его ближайший помощник - протоиерей Стефан Ландышев (1844-1865). В 1858 году в миссии трудилось уже 18 священников, 12 монахов и 4 псаломщика. За 21 год управления миссией прот. Стефаном св. Крещение приняли около 3150 человек, были открыты 2 новых миссионерских стана, в 6 алтайских поселениях были устроены церкви и молитвенные дома, в Мыютинском, Макарьевском, Чёрно-Ануйском, Кузедеевском, Урсульском, Чемальском и Кебезенском станах открыты миссионерские школы. Трудами о. Стефана было положено начало устроению на Алтае миссионерских монастырей. В 1863 году учреждена Улалинская женская община новокрещёных, обращённая в 1881 году в Улалинский во имя свт. Николая женский монастырь. 15 февраля 1864 года в с. Чулышман на Телецком озере была учреждена община, в 1879 году преобразованная в Чулышманский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь.

Алтайские миссионеры уделяли большое внимание внебогослужебным чтениям и собеседованиям. В первое время миссионеры читали душеполезные книги новокрещёным алтайцам в их юртах. К 1864 году в миссии трудились 9 миссионеров (1 протоиерей, 4 священника, 4 иеромонаха), а также иеродиакон, диакон и 8 причётников, вместе с переводчиками - 29 человек. Алтайская духовная миссия занималась активной благотворительностью: обучением алтайцев оседлому ведению хозяйства, земледелию, огородничеству, лечением больных (в частности, делались прививки от оспы), помогали бедным, убогим, слепым и престарелым (хлебом, одеждой, земледельческими орудиями, покупкой скота и т.д.

В 1866 году миссия имела 11 церквей, 10 школ, число новокрещёных достигло 5000 человек. К 1879 году в 10 отделениях миссии было 28 церквей и молитвенных домов.

В 1879 году было "просвещено святым Крещением 313 язычников и 23 магометанина", в 13 миссионерских школах обучалось 310 человек (200 мальчиков и 110 девочек). Особое место занимало центральное миссионерское училище в Улале. В миссии всегда уделялось особое внимание образовательной деятельности. Обучение было совместным - мальчики учились вместе с девочками, алтайцы с русскими. В 60-80-х гг. XIX в. активно переводились книги на алтайский. Наибольший вклад в переводческую деятельность внесли протоиерей Василий Вербицкий, составивший "Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка", иеромонах, впоследствии митрополит Московский свт. Макарий (Невский) и протоиерей Михаил Чевалков. Благодаря трудам миссионеров сформировался алтайский литературный язык, что, в свою очередь, стало решающим фактором консолидации различных тюркоязычных народностей Алтая в единый алтайский народ.

Черным пятном в истории миссия является участие в организованном бийским епископом по благословению Макария Невского (к тому моменту Томскому архиепископу) в 1904 г. своеобразном "крестовом походе" жителей Бийска и русских деревень предгорий Алтайя в долину Теренг, закончившемся погромом собиравшихся там алтайцев-бурханистов, грабежами и насилиями.

К 1917 году миссия имела 31 миссионерское отделение, обнимавшее 434 селения с числом крещёных алтайцев и шорцев 46729 человек. К этому же времени в 84 школах обучалось 3297 детей (2071 мальчик и 1226 девочек, из них детей коренных жителей - 971 мальчик и 363 девочки), каждая школа имела свою библиотеку. Деятельность миссии, центр которой располагался в последний период ее работы в Бийске, была прекращена в связи с антицерковной политикой большевистского режима.

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 1
нина

09.09.2010 19:52

ПСКЕ а в 1913г его призвали в царскую армию где он служил в охране царя В маменом архиве сохранились фотографии.Необходимо возрождать зто движение и расширять развитие духовных школ.
Календарь
/ /
22.02.2024