X
18+

Тариф на железнодорожные перевозки зерна внутри России снижен:позитивная новость для владельцев южного зерна, получившегоконкурентные преимущества перед сибирским?

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) утвердила действующие с 20 сенятбря льготы на перевозку зерна, муки и круп - на период до 31 декабря их получат сельхозпроизводители Сибирского, Северо-Кавказского и Южного федеральных округов при отправке зерна на станции Приволжского, Северо-Западного и Центрального округов. Ранее такая льгота предоставлялась только владельцам сибирского зерна, однако в 2010 г. ее решено распространить и на юг России.

На компенсацию предоставленной льготы правительство выделило РЖД 2 млрд руб. По оценке ФСТ, снижение тарифа позволит перебросить в пострадавшие от засухи районы до 4 млн тонн зерна. Эксперты предупреждают, что преференции РЖД не приведут к снижению цен, но обеспечат дополнительную прибыль владельцам вагонов-зерновозов - за счет конкурентных преимуществ перед автотранспортными компаниями, подчеркивает газета "Коммерсант".

Решение ФСТ принято во исполнение постановления правительства N 727 от 14 сентября о предоставлении субсидий ОАО РЖД на компенсацию потерь в доходах - в связи с установлением исключительных тарифов на перевозку зерна. В соответствии с решением ФСТ при перевозке зерна из Сибирского, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов (СФО, ЮФО, СКФО) в пострадавшие от засухи Центральный, Северо-Западный и Приволжский вводятся понижающие коэффициенты на инфраструктурную составляющую тарифа. Для СФО пониженный коэффициент составит 0,3 при транспортировке зерна на расстояние свыше 1100 км, для ЮФО и СКФО - 0,5 при отправке зерна на расстояние свыше 300 км.

Как поясняют в ФСТ, льгота предоставлена как одна из мер, направленных на недопущение дефицита и роста цен на зерновую продукцию в пострадавших от засухи регионах. При этом речь не идет о хлебе - по данным хлебопеков, доля всех транспортных расходов в розничной цене хлеба не превышает 2%, то есть снижение инфраструктурной составляющей железнодорожного тарифа вряд ли окажет заметное влияние на розничные цены. Большее влияние льгота окажет на цены на кормовое зерно, острый дефицит которого испытывают пострадавшие регионы.

ФСТ вправе регулировать только инфраструктурную составляющую железнодорожного тарифа, не имея возможности влиять на стоимость аренды вагонов-зерновозов (крупнейший их собственник в РФ - компания "Русагротранс"), и решение правительства и ФСТ означает, что издержки РЖД будут компенсированы из бюджета, а собственник вагонов сможет получить дополнительную прибыль. В итоге решение правительства позволит снизить общую стоимость железнодорожной перевозки зерна не более чем на 25%.

Снижение тарифа РЖД повысит конкурентоспособность железнодорожных перевозок в сравнении с автомобильным транспортом. Если до запрета экспорта зерна из РФ на долю автотранспорта приходились значительные объемы транспортировки, то после закрытия экспортного направления автотранспортные компании и так готовы снижать цены до минимума. Стоимость железнодорожной перевозки составляет порядка 3 рублей за тонно-километр, а автомобильной - 1,5-2 рублей. Если железнодорожный тариф снизится на четверть, автоперевозчики все равно смогут сделать свои услуги дешевле, поскольку себестоимость их услуг составляет порядка 1 руб. за тонно-километр, резюмирует "Коммерсант".

Авторитетный на зерновом рынке центр "СовЭкон" отмечает, что снижение тарифа - позитивная новость прежде всего для владельцев зерна на Юге. Обращая внимание на льгту, впервые полученныю владельцами южного зерна, эксперты "СовЭкон" полагают, что снижение тарифов может привести к следующим ключевым последствиям:

1) Произойдет расширение предложения сибирского и южного зерна в другие регионы.

2) Конкуренция между железнодорожными и автотранспортными поставками из ЮФО и СКФО существенно возрастет

3) Конкуренция между сибирским и южным зерном обострится. Например, при поставках в ЦФО ж/д тарифы с учетом новой льготы фактически сравняются, либо поставка южного зерна будет обходится дешевле. Ранее за счет действия понижающего коэффициента в 0,5 тариф при поставках из Западной Сибири был в большинстве случаев ниже. Например, сейчас ж/д тариф при поставках Омск - Москва составляет 1000 руб/т против 1400 руб/т при поставках Ставрополь-Москва. С 20 сентября размер тарифов будет составлять 600 руб/т и 700 руб/т соответственно.

4) В целом "СовЭкон" считаем это новость положительной в первую очередь для владельцев зерна в ЮФО и СКФО. Повышение конкурентоспособности южного зерна поддержит рост цен на него в этих регионах.

5) Для владельцев зерна в ЦФО это негативная новость. Цены в регионе могут попасть под давление из-за обострении конкуренции с поставками из других регионов.

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 0
Календарь
/ /
06.12.2021