X
18+

Газета "Версия" о конфликте губернаторов и мэров: Бой поместного значения - война местных депутатов с губернаторами-варягами идёт внутри "Единой России".

Газета "Версия" публикует статью Игоря Дмитриева, посвященную актуальном политическому конфликту - борьбе назначаемых губернаторов с всенародно избранными мэрами крупных городов.

Смоленская гордума только с седьмой (!) попытки утвердила кандидатуру мэра города, предложенную губернатором области. Почти половина депутатов Барнаульской городской думы подали в досрочную отставку из-за того, что губернатор Алтайского края уволил мэра Барнаула. Конфликты между местными депутатами и губернаторами-чужаками наблюдаются в Волгограде, Мурманске, Екатеринбурге... Причём и губернаторы, и конфликтующие с ними депутаты - члены "Единой России" (ЕР). "Нашей Версии" удалось понять, в чём истинная причина противостояния.

Как известно, политическим стержнем 2000-х стало достижение бесконфликтной "стабильности" на российских просторах. Главной помехой в те годы была губернаторская фронда. Казалось бы, с ликвидацией выборности губернаторов в регионах должны были бы воцариться мир и согласие. Однако фронт бюрократической борьбы просто сместился на муниципальный уровень. Городская власть, которая не назначалась "сверху", а выбиралась "снизу", сплошь и рядом стала публично конфликтовать с региональной за бюджетные деньги или объекты недвижимости.

Перейти к назначению мэров мешала подписанная Россией Европейская хартия местного самоуправления, предусматривающая выборность. Да и по Конституции РФ главы местного самоуправления не входят в систему органов госвласти. Ну а поскольку, как откровенно выразился нижегородский губернатор Валерий Шанцев, "народ очень часто выбирает не тех, кого надо", началась массовая отмена прямых выборов глав городов - их стали избирать депутаты горсоветов. Но хотя практически по всей России большинство мест в парламентах всех уровней и занято теперь представителями ЕР, умиротворения на муниципальном уровне достичь не удалось.

Возьмём только самые громкие последние события нынешней фронды. В августе назначенный губернатор Алтайского края Александр Карлин предложил мэру Барнаула Владимиру Колганову "добровольно" уйти в отставку. Нового и.о. мэра должны были утвердить депутаты городской думы. Казалось бы, дело формальное, ведь подавляющее большинство из них, как и Карлин, - члены ЕР. Однако депутаты отклонили отставку Колганова, а когда их стали стращать карами по партийной линии, 16 человек во главе с председателем Людмилой Зубович написали заявления о досрочном сложении полномочий. Как выразился депутат-"единоросс" Сергей Писарев: "Мы не согласны с политикой ЕР и администрации края в отношении руководства города".

Ситуация разрешилась лишь после того, как переговоры с конфликтующими сторонами провёл секретарь президиума генсовета ЕР Вячеслав Володин. Колганов, против которого возбудили уголовное дело по статьям "халатность" и "злоупотребление должностными полномочиями", попросил депутатов утвердить и. о. мэра протеже Карлина, что они и сделали.

Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев называет барнаульский случай типичным: "Перед нами колоритная иллюстрация того, до какой степени в современной политической системе полностью атрофировались какие бы то ни было инстинкты искать компромисс, о чём-то договариваться. Все действуют по принципу: либо я, либо никто. Два года назад результаты выборов мэра Барнаула были вначале отменены решением суда, поскольку были многочисленные доказательства их фальсификации. Получается, что мэр держится за власть и действует так, что никого не стесняется, а губернатор себя точно так же ведёт по отношению к мэру. Все хороши". Алтайский конфликт вызван классическим противостоянием губернатора-"чужака" и местной элиты в лице депутатов. Хотя Карлин и родился в Алтайском крае, но переехал в Москву ещё в советские времена и к нынешнему раскладу сил краевой "знати", разумеется, никакого отношения не имел.

Аналогичный конфликт развернулся в Волгограде. Уроженец Украины, бывший гендиректор Таганрогского металлургического завода Анатолий Бровко был назначен править Волгоградской областью, после чего довольно быстро началась его конфронтация с мэром Волгограда и тоже членом ЕР Романом Гребенниковым. В 2009 году за волгоградскую мэрию всерьёз взялась прокуратура, выявившая 2,5 тыс. нарушений. В июле с.г. был арестован вице-мэр Волгограда по ЖКХ Игорь Куликов, подозреваемый в получении "откатов" за капремонт и расселение многоквартирных домов. В вину сопернику Бровко поставил и тот факт, что рейтинг ЕР в Волгоградской области - один из самых низких по стране. При этом спикер облдумы, лидер фракции ЕР Владимир Кабанов стал союзником губернатора.

Однако Гребенников не сдавался. Член фракции ЕР облдумы Дмитрий Лунёв поднял вопрос об отставке Кабанова, и тот пал жертвой затяжных боёв. Покидая свой пост, он откровенно признал: "В последнее время возникло очень много вопросов в отношениях между городом и областью, депутаты находятся на разных полюсах". В итоге всё тому же Володину пришлось усаживать Бровко и Гребенникова за московский стол переговоров и требовать срочно прекратить подрывать и так изрядно пошатнувшийся авторитет ЕР в Волгоградской области. Однако, судя по изобилию острых публикаций в волгоградских СМИ, подковёрная борьба продолжается. К примеру, после того как губернатор заявил о передаче подрядов на строительство жилья погорельцам компаниям из других субъектов РФ, депутаты решили создать специальную комиссию, которая осуществляла бы контроль за распределением подрядов. "Мы будем следить, чтобы были максимально честно проведены конкурсные процедуры", - заявил депутат облдумы Андрей Попков. Так что и здесь вся борьба ещё впереди...

Соперником местной "знати" может стать и делегированный извне лидер регионального отделения ЕР. Именно так, похоже, произошло недавно в Смоленске. В июле, после того как в городской устав внесли изменения, отменившие всенародные выборы мэра, депутаты должны были избрать нового главу областного центра. Но, хотя 24 из 25 депутатов являются сторонниками или членами ЕР, которая выдвинула кандидатуру председателя этого же городского совета Александра Данилюка, шесть попыток (!) её утвердить оказались неудачными. При этом вопрос о другом кандидате даже не возникал: таким образом просто саботировали решение регионального руководства ЕР во главе с депутатом Госдумы Сергеем Белоконевым. 33-летний экс-руководитель аппарата движения "Наши" никогда не жил в Смоленской области, а посему воспринимался как классический варяг, да ещё и не имеющий серьёзного политического опыта. Лишь в сентябре, когда на седьмое голосование прибыл первый заместитель фракции ЕР в Госдуме Валерий Рязанский, Данилюк был избран. А Белоконев, по косвенной информации, вскоре покинет свой партийный пост.

По мнению ряда экспертов, подобный конфликт стал причиной двух громких поражений ЕР на муниципальных выборах в Иркутской области. Её губернатором был назначен Дмитрий Мезенцев - уроженец Ленинграда, где он и делал карьеру до перевода на повышение в Москву в 1996 году. После назначения первый зампред правительства области Александр Битаров написал заявление об отставке, объявив, что его не устраивает расширение полномочий тех, кого Мезенцев пригласил на работу из Москвы: "Новая команда занимает определяющие позиции. Местные же кадры почему-то отодвинуты на второй план".

По словам местного политолога Юрия Пронина, "вначале губернатор подчёркивал, что будет сотрудничать с местными кадрами, но затем постепенно доля приезжих начала увеличиваться". Потому, дескать, иркутская "знать" не горела желанием сражаться за интересы губернатора-варяга, по инициативе которого кандидатом от ЕР на выборах мэра Иркутска стал Сергей Серебренников, никогда не живший в этом городе. В итоге победу одержал кандидат от КПРФ Виктор Кондрашов. История повторилась и на выборах мэра Братска, где кандидат от ЕР, отобранный Мезенцевым, также проиграл сопернику из КПРФ.

Красноярский политолог Алексей Тарасов считает: "Во всех сибирских регионах всегда существует некое понятие местного патриотизма, исходя из которого приезжие начальники - варяги. Согласен с этой точкой зрения и президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов: "Политика - конкурентный процесс. Например, в Самарской области глава региона практически всю команду привёл с собой. Однако в Орловской области довольно большое число представителей старой команды остались в новой администрации. Общей схемы нет, обычно это определяется стилем работы назначенного главы и степенью конфликтности его вхождения в регион".

"Политика большинства новых губернаторов, ориентирующихся только на своих помощников и узкие элитные группы, лоббировавшие их назначение, пряма и беззастенчива, как рельс. Остальные же играют роль шпал, по которым рельсы прокладывают"

Можно перечислять уже явные очаги всё того же конфликта и в отношении ещё ряда субъектов РФ... Политолог Александр Кынев отмечает: "Политика большинства новых губернаторов, ориентирующихся только на своих помощников и узкие элитные группы, лоббировавшие их назначение, пряма и беззастенчива, как рельс. Остальные же играют роль шпал, по которым рельсы прокладывают".

Борьба местной "знати" с начальниками-пришельцами подпитывается и ещё одним серьёзным соображением. С 1 января 2012 года вступит в силу федеральный закон "О местном самоуправлении", который передаст вопросы финансирования муниципальных образований от региональных властей в руки органов местного самоуправления. Те сами будут определять бюджетные вопросы на местном уровне.

Сейчас, по данным депутата Госдумы Галины Хованской, "около 98% муниципалитетов в России дотационны". По мнению депутата Госдумы Валерия Гальченко, "реальные потребности муниципальных образований в финансах покрываются из бюджета в среднем по стране в лучшем случае на 50%". А главным производителем общественных богатств являются как раз промышленно развитые города, где сосредоточены предприятия и бизнес-структуры. Они обеспечивают наибольшее количество поступлений в бюджет, однако перераспределение денег осуществляется сверху вниз, и в распоряжении городов сегодня оказывается в среднем от 6 до 9% собираемых на их территории налогов. Но с 2012 года муниципальная власть станет распоряжаться совсем другими суммами. А как констатирует директор Алтайской школы политических исследований Юрий Чернышов, "внутри правящей партии давно уже существуют "группы интересов" или, как сейчас их называют, "кланы", заинтересованные в расширении своего контроля над властью, финансами и собственностью"...

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 7
Фома

21.09.2010 09:28

Прочитал, еле осилил и зря. По большому счету ни одной умной мысли, ничего не подчерпнул для себя полезного. Про случаи бодания мэров с губернаторами - так это просто борьба нанайских мальчиков. И здесь не важно, выбранный ты или назначенный. То же самое, только в меньшем масштабе, происходит сегодня в любом офисе, предприятии или учреждении. Пользы от этого мало, а заняться есть чем. Про муниципалитеты и их полномочия, так вообще хрень какая-то. Есть 131-ФЗ, в него периодически вносятся поправки. Но чтобы с 2012 года вступало в силу что-то кардинальное, особеннов части перераспределения доходных и расходных полномочий, я лично не слышал. И если местное самоуправление у нас не входит в систему органов гос.власти, так пусть оно и не занимается политикой. Мэр города или глава района должны быть как начальники цехов на крупном предприятии и заниматься хозяйственно-бытовыми вопросами.
ясно

21.09.2010 10:12

Фома, сними кепку, учи матчать!
-гость-

21.09.2010 11:25

Фома "хорошо"мыслишь -пусть работает местное сомауправление,а краевая власть будет только политикой заниматься.Все фиолетово.Или это намек на то что делом ей заниматься неохота да и всегда под силу.Нормалек.
В.Овчинников

21.09.2010 11:29

Да нет никакого конфликта, есть грубое попрание Конституционных прав граждан в праве избирать и быть избранным.
пользователь

21.09.2010 12:59

фома а чем по твоему должны заниматься органы гос.власти?
Фома-Ясно, гостю, пользователю

21.09.2010 14:45

Чем должны заниматься органы гос. власти подробно написано в 184-ФЗ, ст.26.1-26.7. А местное самоуправление в 131-ФЗ, ст.14-17. На самом деле было бы очень хорошо, если бы эти статьи знал и понимал бы каждый, чтобы этому учили в школе! Тогда люди ожидали бы от каждого уровня власти и требовали бы именно то, что они должны делать, а не всё подряд. И тогда действительно можно было бы оставлять всенародные выборы глав и возвращать - губернаторов. А сегодня только я один могу привести столько лично наблюдаемых в разное время и в разных местах примеров лапши на уши людей, которые вешали разные кандидаты, а люди им ВЕРИЛИ! Местное самоуправление оно на то и местное, чтобы решать насущные, прежде всего хозяйственные, вопросы жизнедеятельности на конкретной территории. А не надувать щеки больше чем положено.
ССГ

21.09.2010 23:36

Директору алтайской школы политических исследований Чернышову непростительно делать подобные заявления ("внутри правящей партии давно уже существуют "группы интересов" или, как сейчас их называют, "кланы"), так как Единая Россия была организована на компромиссе клановых структур по принципу «худой мир лучше доброй ссоры», самого своего образования имеет многоклановую структуру и никогда не имела целью стать единой организацией. Само же название – ширма для обывателя. На тот период это объединение было необходимо для того, чтобы не ввергнуть общество в войну всех против всех. И этот шаткий мир существовал до той степени, пока не поступил политический заказ на конфликт, и возможным он стал в результате того, что каждая из участвующих в конфликте сторон надеется взять реванш за компромиссный период. Что касается принципов «выборность» либо «назначаемость» то им всем глубоко фиолетово, каждый использует данные понятия для обоснования своей позиции в противостоянии декларативно, прикрывая тем самым свои истинные цели.
Календарь
/ /
03.12.2021