Календарь
/ /

Сотрудник Алтайского краевого перинатального центра «ДАР»

«Возможно, многие из работников центра уже заражены»

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите:

Система Orphus


Журналист Анатолий Муравлёв: Алтайские города-призраки - рериховский Звенигород.

Одной из целей экспедиции Николая Рериха на Алтай летом 1926 года был поиск места для строительства культурно-промышленного центра

Зачем великий художник и философ приезжал в Алтайские горы? Известно, что помимо научнохудожественных и этнографических целей его экспедиция изучала возможность строительства около горы Белухи города Звенигорода - столицы будущего монголо-сибирского государства Священный союз Востока, именуемого ещё и Штатами Азии, Новой страной, а также Единой Азией.

Невскрытая сокровищница

Вопрос о целях алтайского путешествия Николая Рериха вот уже почти столетие занимает умы исследователей.

Его последователи считают, что целью экспедиции был поиск легендарного Беловодья, или Северной Шамбалы. Но о каких серьезных научных изысканиях загадочной страны можно вести речь, если путешествие длилось меньше двух недель, а обследовались лишь ближайшие окрестности села Верх-Уймон, где базировалась экспедиция. К тому времени уже сотни лет люди искали, но так и не нашли в Алтайских горах это райское место на грешной земле. Легенды, которые слышал и Николай Константинович, гласили, что "подходили они близко к Заповеданной Стране, уже слышали и колокольный звон, и пение петухов, и мычание коров, но напускался туман и пройти было невозможно".

Однако, может быть, как утверждают последователи Рериха, основная цель экспедиции была культурологической. Действительно, члены экспедиции много рисовали, фотографировали и даже снимали на кинопленку удивительные алтайские пейзажи, живо интересовались историей старообрядчества, одним из центров которого был и остается Верх-Уймон. Занимали участников путешествия этнографические сюжеты. Многие дома здесь были расписаны бабушкой Агашевной - родной сестрой Вахрамея Атаманова, у которого жили Рерихи. Кстати, в Алтайском краевом музее изобразительного искусства хранятся доски, расписанные этой народной художницей.

Объектом пристального внимания Николая Рериха были и алтайские древности. Недаром же он считал, что "и в доисторическом, и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу". В своём дневнике путешественник упоминает "каменных баб" и "оленьи камни", покрытые петроглифами, "керексуры" - древние курганы, надмогильные холмы, насыпанные из больших камней, и "кезеры" - надмогильные памятники и каменные изваяния, а также пещеры Уймонской долины. Однако ни о каких раскопках древних курганов или детальном обследовании пещер речь даже не шла. А из собранных путешественниками материалов упоминаются корни маральника, рога марала и струя кабарги. Мельком, как бы между прочим, говорится в дневниках участников экспедиции, что местные жители приносили по просьбе Николая Константиновича камни, которые упаковывались в холщовые мешочки, сшитые верх-уймонскими женщинами.

Но, как считает ряд исследователей, именно сбор минералов и был одной из главных целей "разведывательной" экспедиции. Она предполагала заключение концессионного договора на разработку алтайских недр, борьба за обладание которыми продолжалась несколько лет, вплоть до середины 1929 года. А участниками алтайской экспедиции были руководители американской коммерческой организации - корпорации "Белуха", отстаивающей в СССР свои интересы на приобретение концессий через установление дружеских контактов с влиятельными чиновниками из высших эшелонов советской властной верхушки.

- Всё остальное - лишь прикрытие, - утверждает, к примеру, завотделом "Наследие Рерихов" Государственного музея Востока Владимир Росов в автореферате докторской диссертации, книге "Николай Рерих. Вестник Звенигорода", статьях "Американское общество "Белуха" и проект Н.К. Рериха "Единая Азия", "Маньчжурская экспедиция Н.К.Рериха 1934-1936 годов" и других публикациях. Впрочем, по его же версии, "упомянутая выше деятельность Н.К.Рериха сводится к его концепции "Новой страны", некоего идеального государственного образования в Центральной Азии, которое первоначально получило название "Священный Союз Востока", а затем - "Штаты Азии" (по аналогии с Советским Союзом и США)". Население "сибирского", или "монголо-сибирского" государства должно было составить около 10 миллионов человек. Предполагалось, что государственное устройство будет базироваться на "конституционной монархии" с преобладанием религиозного элемента, некоем симбиозе буддизма и коммунизма, что нашло отклик среди руководителей СССР. А столицей будущей страны должен был стать город Звенигород в горах Алтая.

Русский Сен-Жермен

Ближайшие сотрудники Николая Рериха называли его "наш Великий Вождь". Да и он сам без ложной скромности отводил себе роль мирового лидера. Супруга Елена Рерих любила сравнивать его с оккультистом и теософом эпохи Просвещения графом Сен-Жерменом, а также "представителем самого владыки Шамбалы", говорила о "великом и светлом имени [Н.К. Рериха], которое уже занимает мировое положение". Фигура художника рассматривалась его окружением в качестве "Западного Далай-ламы". К примеру, ближайшая сподвижница и участница алтайской экспедиции Зинаида Лихтман (в замужестве Фосдик) так и пишет в дневнике: "Н. К. - воплощение 5-го Далай-ламы".

Ему удалось выдвинуть ряд идей, нашедших отклик в самых разных слоях мирового сообщества. Документ, известный под названием "Пакт Рериха", который 15 апреля 1935 года подписали в Вашингтоне более двадцати стран, стал первым в истории международным договором о защите культурного наследия - он установил приоритет защиты культурных ценностей перед военной необходимостью. Николай Рерих стал знаменитым, бросив в массы девиз "Мир через культуру". Он придумал Знамя Мира - отличительный знак для идентификации объектов охраны культурных ценностей в виде красной окружности с тремя кругами в середине на белом фоне. А религиозно-философское учение "Живая Этика, или Агни-Йога", разработанное его супругой Еленой Рерих, основанное на идеях эзотеризма, претендовало на синтез всех йог и религий.

"Мировое значение Н.К. достигло наивысших границ, - отмечала Зинаида Лихтман, - он возведен повсюду как вождь мировой культуры".

Талантливый художник был сложной, многомерной личностью. И без сомнения крупным ученым и исследователем, а также политиком-практиком международного масштаба с ярко выраженным геополитическим мышлением.

В последние годы на российских читателей обрушилась лавина дневников и книг участников экспедиций Рериха: работы его помощницы Зинаиды Фосдик "Мои учителя. По страницам дневника. 1922-1934" и "Мои учителя. Встречи с Рерихами", начальника охраны полковника Николая Кордашевского "С экспедицией Н.К.Рериха по Центральной Азии", заведующего транспортом Павла Портнягина "Современный Тибет", доктора Константина Рябинина "Развенчанный Тибет". Появился и ряд спорных историко-мистических романов и повестей, посвященных деятельности Рериха: Олега Шишкина "Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж", Антона Первушина "Оккультные тайны НКВД и СС", Игоря Минутко "Искушение учителя: версия жизни и смерти Николая Рериха". Плюс монографии зарубежных авторов, документы и статьи отечественных исследователей, приоткрывших завесу тайн личности и замыслов художника и философа.

Шпион, буддист, агент влияния?

Неудивительно, что многочисленные публикации о жизни и деятельности Рериха во многом являются воплощением известной притчи о слоне и слепых, каждый из которых пощупал лишь одну какую-то его часть - хобот, ногу, бивень или хвост. Исследователи, в руки которых попадают доступные им источники, причисляют Николая Рериха то к ОГПУ, то к буддистам, то к американским агентам влияния, то к гонимым ортодоксами православным, то к масонам, то к "восточникам". Любую из этих позиций без труда можно подтвердить или опровергнуть вырванными из контекста цитатами.

Но Рерих не был агентом ОГПУ. Биографы утверждают, что даже если бы на Лубянке нашлись документы, "свидетельствующие" о его вербовке, это могло означать лишь то, что сотрудничество художника с кем бы то ни было продолжалось только до тех пор, пока ему самому это было необходимо для каких-то своих, выгодных лишь ему и его делу целей. В 1930 году чекисты считали Рериха американским, а после войны - английским агентом. Английская разведка называла монгольскую и тибетскую части его экспедиции середины 1920-х годов военно-разведывательной акцией США. В свою очередь американские спецслужбы в 1930-х присматривались к его контактам с японцами и подозревали художника в слишком тесном сотрудничестве с "красной Россией".

Не был, однако, Рерих и буддистом или православным в общепринятом смысле, он лишь использовал их для реализации своих замыслов. Некоторые исследователи даже характеризуют его деятельность как сектантскую, поскольку она, по их мнению, точно подходит под евангельское предостережение: "Господь судил нам жить во времена, когда "много лжепророков появилось в мире", которые приходят к нам "в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные".

Немало исследователей склоняются к мысли, что Николай Рерих в 1920-1930-х годах пытался воплотить в жизнь один-единственный план - создание оккультного государства под своим, разумеется, водительством. А попутчиками в этом деле были представители самых разных организаций и стран. "Для одного, - признавались в 1927-м супруги Рерихи, - мы - Махатмы, для другого - учёные, для третьего - повстанцы, для четвёртого - комитет революционеров..."

Многие очевидцы свидетельствовали, что при личном общении Николай Константинович умел повернуться к каждому из своих собеседников близкой и понятной им гранью. А таких граней у Рериха было много: Мировая Революция, Спасение святынь и шедевров искусства под Знаменем Мира, Звенигород, Новая страна, Община, Кооперативы, Образование, Иван Стотысячный, преподобный Сергий Радонежский, Махатмы (Великие Мудрецы Востока), Веления Космоса и так далее.

Сын художника Святослав Рерих писал о своём отце: "Существует много сторон его личности, которых вовсе нельзя касаться в широком оповещении".

Пять вершин

Уникальный случай в мировой истории: в отрогах Катунского хребта Алтайских гор в честь всех членов семьи Рерихов названы горные вершины. Это пик Николая Рериха, пик Урусвати (Елены Рерих), пик Юрия Рериха, пик Святослава Рериха, Пик Учителя, а также перевалы Рериха и Урусвати. Больше в мире ничего подобного нет.

Есть некая мистика в том, что выбор места для строительства Звенигорода пал именно на Алтай. В 1923 году в Париже состоялось знакомство Николая Рериха с русским писателем Георгием Гребенщиковым. Уроженец поселка Николаевского рудника Змеиногорского уезда Томской губернии, бывший редактор барнаульской газеты "Жизнь Алтая" к тому времени издал книги "В просторах Сибири", "Змей Горыныч", "Река Уба и убинские люди", "Любава", "В некотором царстве", "Путь человеческий". Но широкую известность он получил после выхода в канун встречи с художником романа-эпопеи в трёх частях "Былина о Микуле Буяновиче" и первого тома "Чураевых" - начала эпического повествования о жизни алтайской старообрядческой семьи. Вскоре Гребенщиков переезжает в США и по предложению Николая Константиновича создает и возглавляет русское книгоиздательство "Алатас" ("Белый камень") при музее Рериха в Нью-Йорке. Кроме писательства, издательской деятельности Гребенщиков знакомит жителей США с циклом лекций под названием "Чудеса Сибири". Вероятно, Георгий Дмитриевич увлёк этой темой и Николая Константиновича. После долгих обсуждений с изучением географических карт выяснилось, что наиболее подходят для Звенигорода предгорья Белухи и особенно место, где река Ак-кем впадает в Катунь. Между прочим, и сегодня эти места являются местом паломничества для последователей учения Агни-Йоги, возможно, потому, что "Ак-кем" в обратном прочтении звучит как "мекка".

"Гребенщиков - это главная опора Великого Плана на Алтае", - отмечал для себя художник. 28 июля 1926 года, когда Рерихи с экспедицией прибыли в Барнаул, они остановились в гостинице "Империал" на улице Малой Олонской, 28 (сгорела 5 декабря 1997 года, сейчас на ее месте торговый центр "Эльдорадо"), где встретились с Андреем Борисовым - учеником Николая Константиновича по школе Общества поощрения художеств в Петербурге.

А в Харбине художник после долгой разлуки увидел брата Владимира, который во время Гражданской войны миновал Барнаул будучи начальником обоза Азиатской дивизии барона Унгерна.

Рерих делился идеей строительства города на Алтае ещё с одним сибиряком, уроженцем Кузнецка Валентином Булгаковым, секретарём Льва Толстого: "Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной Азии. Великое будущее предназначено этому замечательному средоточию. Долина между Уймоном и Катандою будет местом большого центра".

В Змеиногорске 20 июня 1990 года скончался Альфред Хейдок, один из учеников Рериха, приверженец АгниЙоги. Он четверть века прожил в Маньчжурии, где встречался с художником, в августе 1947 года возвратился в СССР, был осужден на десять лет за переписку с "английским шпионом" Рерихом, но остался его адептом. По воспоминаниям барнауль-ского художника Леопольда Цесюлевича, сын Рериха Юрий Николаевич, возвратившийся из эмиграции в СССР, неоднократно выражал стремление жить на Алтае. Тем более что в середине прошлого века между Барнаулом и Бийском намечалось строительство крупного научного городка, которое, увы, так и не состоялось.

Чаша неотпитая

Как вспоминала Зинаида Фосдик, Елена Ивановна и Николай Константинович "планы на будущее Рерихи связывали с Алтаем, они надеялись, что со временем обязательно сюда вернутся. Елена Ивановна и Николай Константинович были четко осведомлены, что на Алтае будет воздвигнут город будущего Звенигород. Правда, точной привязки к местности и чётких градостроительных планов у них, судя по всему, не было. Записи Николая и Елены Рерих содержат лишь общие сведения об алтайском проекте. Речь идёт о Храме единой религии у основания Белухи, невдалеке от Ак-кемского озера. Компаньонам Рерихов - супругам Луису и Нетти Хорш этот замысел виделся так: "Е. И. и Н. К. [Рерихи] будут жить на Алтайских горах, будет выстроен храм, план которого будет дан через Светика [сына Рерихов Святослава], и Сибирь будет центром России".

В своем дневнике участница алтайской экспедиции Лихтман (Фосдик) уточняла: "На высоте 7000 футов будет построен храм, а город [Рерихи называли его "Звенигород"] - в долине. На высоте 11000 футов будет место встреч".

Словом, замысел города Звенигорода был необычным. Его предполагалось разместить в виде трёх ступеней. Внизу, у подножия горы Белухи хотели возвести целый научный комплекс с библиотекой и музеем АллалМинга, "посвященным знанию и искусствам". На высоте семи тысяч футов - храм, опытную станцию или лабораторию "Ур" по изучению психических явлений. А вершину Белухи должна была венчать обсерватория. Более-менее прописан проект Рерихов в образовательной сфере. "В Звенигороде вижу университет, где совместятся наконец точные науки с пониманием духа", - предрекал Николай Константинович. Он называл его "Храмом знания и красоты".

В программу предполагалось ввести помимо традиционных дисциплин вновь возрожденные древние знания, давно утерянные человечеством не только на Западе, но и на Востоке. Например, Юрий Рерих, как востоковед, должен был читать курс лекций "Пути достижения адептов Тибета". А всего основатели университета запланировали в учебных планах 70 курсов, которые должны были вести преподаватели из числа друзей и сотрудников рериховских учреждений. А ректором заранее выдвигался сам Николай Рерих. В книге Николая Константиновича "Напутствие Вождю" наряду с открытием университета предполагалось учреждение военной академии. Нашлось место и принципам обучения в начальной и средней школе, где главное внимание уделялось естествознанию - биологии, химии, астрофизике, географии, а также прикладным ремеслам и религиозному воспитанию, военному делу. В школах, по мнению Рериха, должно воспитываться мышление будущих строителей. "Дайте малым мыслить о Звенигороде как могут, лишь бы мыслили".

Но проект строительства Звенигорода не был реализован. Причин - много. Здесь и подозрительность советских властей по поводу планов американской корпорации "Белуха", и неудача группы горного инженера Пономарева, занимавшейся по поручению Рериха изысканиями минералов, но так и не обнаружившей серьёзных их запасов, и авантюры компаньона Луиса Хорша, приведшие к финансовому краху Рериха и корпорации "Белуха", и смена курса в СССР после 1927 года - как в отношении концессий, так и религии. Причинами охлаждения к алтайскому проекту стали и новые проекты самого Рериха. "Незачем слишком ограничивать себя Белухой - задача всей Азии шире..." - отмечал он. Его заинтересовало сначала геополитическое сотрудничество с независимой республикой Танна-Тува, затем с Харбином, Монголией, Тибетом, Индией. После неудач с реализацией проекта в Советском Союзе Николай Рерих в узком кругу намекал, будто Америка и есть "Страна Шамбалы". Только такая финансово мощная держава, по его мнению, и могла приблизить "Новую эру".

И всё же мысли о богатейших недрах Азии не давали покоя Рериху. "Мы не должны забывать, что даже Китайский Туркестан... не говоря уже о землях калмыков, бурят, монголов и тибетцев, заключает в себе многие миллионы жителей, а природные богатства этих обширных территорий практически нетронуты". Но ведь эти слова Рериха поразительно подходят к описанию богатств Алтайских гор!

Газета "Алтайская правда", 25-02-2011 г.

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Имя

Вы также можете авторизоваться для комментирования или использовать свой профиль «ВКонтакте» или Facebook.

Комментарий
Комментариев 10
Николай

27.02.2011 05:15

Статья далека от научных норм в подаче информации. Источники, использованные автором не принадлежат к академическим. Многие утверждения о целях и планах Н.К.Рериха переписаны из сомнительных источников: любительских форумов и желтой прессы. В целом публикация Анатолия Муравлева не делает чести для репутации такой солидной газеты.
Почитатель творчества Н.К. Рериха - Николай Пашун.
McSmall

27.02.2011 19:16

я вообще пришел к выводу что он постоянно лажу несет ...
Sergo

16.03.2011 20:36

С научной точки зрения статья очень слабая. Автор ссылается на исследователя В. Росова.

По мнению академика РАН В.Янина: «Измышления о Рерихе - полнейшая ерунда. Появление диссертации [Росова] совпало с опубликованием письма 10 академиков об опасности того, что серьезная наука в глазах власти и общества теряет вес. Но тогда в самом же научном мире необходимо давать отпор лженаучным опусам. Я очень высоко ставлю работу моего друга академика Андрея Зализняка, в которой он убедительно развенчал измышления Фоменко. Но, к сожалению, даже в Новгороде в книжных магазинах нет ни одной моей книги по истории Новгорода, а Фоменко - навалом. Диссертация про то, что Рерих тайно формировал антисоветскую армию, - это тот же Фоменко. И все это напоминает мне сумасшедшего из «Похождений бравого солдата Швейка», который утверждал, что внутри Земли находится другая Земля, только большего размера. Но этот несчастный находился в лечебнице, а у нас бредни выдаются за науку. У нас нет уважения к истории, ее часто подгоняют к временным политическим обстоятельствам» («Известия» от 6.09.2007 г.).
Liubov

16.03.2011 23:38

Очевидно, автор статьи думает, что раскрыл истинные цели экспедиции, а на самом деле выявил и свою научную несостоятельность, и невежество, которое не умеет ценить великих личностей и все мерит своим убогим аршином. Чтобы этот резкий комментарий не был голословным, могу сказать, что любой анализ предполагает всестороннее изучение проблемы, а не пересказ одного - двух авторов. Почему в статье приводятся материалы Росова и ничего не говориться о грандиозном труде академика Л.В. Шапошниковой "Великое путешествие", посвященном жизни и творчеству Н.К. Рериха? Надо сказать, что Шапошникова не ограничилась только книгами о Рерихе, а прошла путем его Центрально-Азиатской экспедиции и потому ее исследование обладает таким редким качеством, как убедительность. Из первого вытекает и второе. Отбор источников любой автор делает в соответствии с уровнем своего сознания и потому каждое его творение рассказывает, прежде всего, о нем. Что же мы видим здесь? Человека, который сам не верит в благородство, ни видит и не ценит его в других, за каждым бескорыстным поступком ему мерещится тайный злой умысел, за каждым светлым начинанием рога дьявола. К сведению автора и газеты ученую степень Росову присвоили не за правдивость и честность его исследования, а за обилие новых источников, при этом качество их не учитывалось. В этой ситуации довольно странной выглядит позиция газеты, которая сняла с себя ответственность за материал, таким простым способом. Имя Рериха известно всему миру и публичная клевета на него не освобождает от ответственности никого: ни того кто писал, ни того кто печатал. Стыдно!
Лариса

29.03.2011 12:41

К сожалению, следствия утверждения псевдонаучной диссертации В.Росова не заставили себя ждать. Статья А.Муравлева – очередное доказательство тому. Автор с видимым удовольствием смакует многочисленные измышления Росова и ему подобных. Тем самым автоматически причисляя себя к числу невежд, не составивших себе труда глубоко вникнуть в суть многогранной деятельности Н.К. Рериха. Гигантская, планетарного масштаба фигура Н. К. Рериха просто не по зубам тем, кто с наскока пытается ее охватить и оценить. Это закономерно, ведь снизу не видно того, что находится на вершине. Далеко не каждому дано постичь мировоззренческое пространство, духовный контекст и научный аспект практической деятельности Н.К. Рериха. Тем же, кто многие годы глубоко изучает наследие Рерихов, абсолютно очевидно, что говоря о Новой Стране, Рерих имел в виду весьма отдаленное будущее, в котором будут жить высокодуховные люди. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно посмотреть на его картину под названием «Звенигород», все жители которого носят нимбы над головой. Так о каком таком «монголо-сибирском» государстве рассуждают последователи Росова? Где, в какой своей работе Н.К. Рерих писал об этом? Все это голые инсинуации несведущих людей. Никогда никаких политических замыслов Н.К. Рерих не вынашивал. Больше того, он предупреждал о возможности подобных извращений: «…вполне возможно, что злоумышленники делают всевозможные гнусные подтасовки. Например – всюду, где имеются в виду сельскохозяйственные кооперативы, злоумышленники могут сказать, что это было нечто политическое. Но Вы-то все знаете, что наши Культурные Общества и организации решительно ничего политического в себе не содержат». (Н.К. Рерих, письмо к З.Г. Лихтман от 27 сентября 1936г).
Камиль

30.03.2011 05:18


Уважаемая редакция!

Думаю, что ваша газета будет выглядеть более достойно после статьи Анатолия Муравлёва «Алтайские города-призраки - рериховский Звенигород», если вы опубликуете эти комментарии, говорящие о Рерихе правду.

Просвещённый автор, прикасаясь к теме о Рерихе, в первую очередь показал бы красоту и благородство духа этого великого человека, красоту его мышления и человечность. Рерих, которым восхищаются во всём мире, сам о себе очень убедительно сказал своими делами, художественными и литературными произведениями.

Присоединяюсь к предыдущим комментариям и к мнению, выраженному в одном из них: «Измышления о Рерихе – полнейшая ерунда».

Богатейший, великолепный, сияющий мир Рериха, созданный им в сфере высоко культурной, художественной и духовной, может только просвещать, питать высокое вдохновение и восхищать. А кто-то вместо того, чтобы раскрывать эти сокровища для себя и для других, ищет, как очернить это общечеловеческое достояние.

Действительно очень стыдно, что в нашей стране есть авторы позорных диссертаций и неразборчивые журналисты.
Елена

30.03.2011 19:45

А. Муралев чужую ложь выдает за «истину», приписывая великому деятелю Культуры Н.К. Рериху намерения и цели к которым он не имел никакого отношения. Планетарный характер деятельности Н.К. Рериха был всецело общественным, миротворческим, культурно – просветительским, но никак не политическим с амбициозной «ролью мирового лидера».
Вместо того, чтобы ознакомиться с первоисточниками и с трудами виднейших исследователей творческого наследия Н.К. Рериха – П.Ф. Беликова, Л.В. Шапошниковой и др., Муралев обращается к измышлениям лже – ученого Росова, который в своих писаниях опорочил светлое имя Н.К. Рериха.
В огромном литературном, эпистолярном, архивном наследии великого художника нет ни одного упоминания о создании «нового государства», нет даже намека на то, что Н.К. Рерих был «политиком – практиком международного масштаба». «…Политикой мы никогда не занимались Ни в какую политическую партию не входили Но как от первого начала, так и до сих пор остаемся беспартийными прогрессистами, преданными культурно-образовательному делу» (Н.К. Рерих. Листы дневника. М.: МЦР, 1996. Т.3).
Высказывания некоторых горе – исследователей о том, что Живая Этика – религиозно – эзотерическое учение, которые повторяет А. Муралев, не имеют под собой никакого основания. Известно, что эзотерика означает закрытое, тайное знание. Живая Этика доступна всем, она переведена на многие языки мира, поэтому к эзотерике она не имеет никакого отношения. Более того, Живая Этика – научно – философское учение, которое содержит новую систему познания космического мышления, она широко вошла в научный оборот благодаря многочисленным Международным научно – общественным конференциям, которые проводит ежегодно Международный Центр Рерихов (МЦР). Но автор обошел стороной правдивые факты и сам МЦР, который является ведущим центром в области изучения и популяризации наследия Рерихов.
Н.К. Рерих очень метко обличил лжецов в своей статье «Самоотвержение зла»: «При этом лжец не только не потрудится проверить свои измышления на фактах, но наоборот, всячески будет спешить уклониться от этих возможностей. И многие ли находят в себе простое гражданское мужество хотя бы сказать: “Не говорите о том, чего не знаете!” Ведь если для кого – то не ясны нормы добра, то, по крайней мере, хотя бы чистоплотность ознакомления с фактами должна быть примитивным условием человекообразия».
Валентина

01.04.2011 03:42

Особенность нашего продажного времени заключается в том, что можно купить всё - диссертацию, заказную статью и т.д., а также продать всё, включая совесть. Для чего это все делается? Цель предельно ясна – претензии неких «тайных» заказчиков на бесценное наследие семьи Рерихов. И очень уж им не дает покоя замечательное строение в центре Москвы, в котором располагается Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Это настолько всем очевидно, что не вызывает никаких сомнений по какой причине появляются столь сомнительные публикации по следам диссертации Росова, которая написана ни от большого ума, а от большого рубля.
И сколько еще будет таких заказных росовых, шишкиных и муравлёвых, которые уже становятся притчей во языцех? Они строем перекатываются из статьи в статью, подпирая плечом друг друга и демонстрируют обывателю якобы «научное» мнение.
Эмоциональные протесты против такого рода «исследователей» не действенны, т.к. не аргументированы. Против этой псевдо науки нужно действовать достоверными фактами, отраженными в научных статьях и диссертациях, которые позволят доказательно разоблачать сфабрикованную ложь. Естественно, пытливые ученые не относятся серьезно к бульварным статейкам уровня Муравлева. Есть в науке множество серьезных публикаций, посвященных исследованию пребывания Рерихов на Алтае, проведена не одна научная конференция, написаны монографии авторитетных ученых, включая работы и самих Рерихов. Не мешало бы Муравлеву познакомиться с этими материалами, прежде чем строчить статью.
В октябре 1976 года в Новосибирске проходила не совсем обычная конференция, организованная Сибирским отделением Академии наук СССР проходили «Рериховские чтения», посвященные пятидесятилетию сибирского маршрута Центрально-Азиатской экспедиции Рериха. На конференции прозвучали интересные сообщения сибирских археологов и историков: академика А.П. Окладникова, доктора наук В.Е. Ларичева и Н.Н. Покровского, научного сотрудника В.Д. Кубарева.
В 2008 году в Международном Центре Рерихов в Москве прошла Международная научно-общественная конференция «80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха (1924–1928)».
Но журналисту Муравлеву эти солидные научные форумы и публикации конечно не известны, ему «жареное» подавай. Ради сенсации Муравлев не считается ни с порядочностью, ни с совестью. Пытаясь умалить имя достойного человека и великого мыслителя Н.К. Рериха, Муравлев продемонстрировал свой низкий уровень культуры и свою некомпетентность. Грош цена таким писакам.

Sergo

02.04.2011 03:33

Честно говоря, я далек от мысли, что журналист А. Муравлев материалы Росова скомпилировал сам.
Очень похоже, что он воспользовался Интернет-энциклопедией Википедией.
К сожалению, там основные позиции захватили противники МЦР. И нездоровые фантазии Росова в статьях подаются как факты ... Недобросовестные журналисты все это активно переписывают, распространяя клевету.
виталий

15.11.2011 21:09

13.09.2009г.на открытии скульптурной композиции "Рериху-от народа Алтая" в ОЭЗ "Бирюзовая Катунь" губернатор края А.Карлин говорил,что "мы делаем все возможное для развития и процветания края.А эта работа невозможна без присутствия высоких духовных компонентов",что будут руководствоваться "тем,что нам завещал Николай Константинович-любовью к своей отчизне,своему родному краю". Цитирую Н.К.Рериха:"Завещаю всем,всем.Любите Родину.Любите народ русский.Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины.Пусть эта любовь научит полюбить все человечество.Чтобы полюбить Родину,надо познать ее.Пусть познавание чужих стран лишь приведет к Родине,ко всем ее несказуемым сокровищам.Русскому народу,всем народам,которые с ним,даны дары необычные. Сокровища азийские доверены этим многим народам для дружного преуспеяния.Доверены пространства, полные всяких богатств.Даны дарования ко всем областям искусства и знания. Дана мысль об общем благе...Полюбите Родину всеми силами-и она вас возлюбит.Мы любовью Родины богаты."Вдумайтесь в "дары необычные"!Чем шире поймете.тем лучше!Губернатор,комитет по Культуре и благодарный народ Алтая поняли,а в газете "Алтайская правда"-нет!"Замысел города Звенигорода был необычным". И воплощение его в жизнь будет необычным...