Top.Mail.Ru
18+

Эксперты высказывают сомнения по поводу проекта "Алтайского Приобья" по производсту этанола из древесных отходов: единственное, с чем не возникнет проблем - с опилками...

На Алтае построят завод по производству топлива из древесных отходов, то есть из сучков и опилок. Поддержит это начинание администрация Алтайского края, ЕБРР и, возможно даже, Инвестиционный фонд, сообщает подробности вызывающего сомнения экспертов проекта сайт BFM.ru.

Барнаульская компания "Алтайагромаш" намерена построить в Алтайском крае завод по производству моторного топлива стоимостью около 2,5 млрд рублей, сообщил 11 марта технический директор компании Александр Цеханович. Партнерами по проекту выступают научные и промышленные организации, в частности, ОАО "Уралхиммаш" (Екатеринбург), ЗАО "Коксохиммонтаж" (Заринск), ИПЦ "Алтай" (Бийск). ООО "Алтайагромаш" объединяет производителей сельхозтехники, сельхозагрегатов и запасных частей Алтайского края, в частности, для организации выставок и сбыта продукции.

"Сырьем для производства моторного топлива станут бессортные древесные отходы", - пояснил Цеханович, особо отметив, что вырабатываемое топливо будет соответствовать международным и государственным стандартам экологической чистоты и может использоваться без изменения топливной системы двигателей. По его словам, промышленную площадку планируется расположить в Первомайском районе.

"На сегодняшний день готово технико-экономическое обоснование проекта и научнотехнические расчеты, отведены земли. Строительство начнется, как только определимся с инвестором", - сообщил далее производственник, пояснив, что планируемая производственная мощность завода - 70 тысяч тонн топлива в год.

Завод по производству биотоплива - один из 19 крупных инвестиционных проектов, реализация которых предусмотрена одобренной в конце прошлого года на федеральном уровне концепцией по "Комплексному развитию Алтайского Приобья". Общая сумма вложений в рамках комплексного развития края составляет более 590 млрд. рублей, из которых 40% - это государственные инвестиции, 60% - средства компаний.

Естественно, все эти проекты претендуют на средства Инвестфонда, хотя известно, что секвестр госбюджета в первую очередь будет произведено за счет инвестпрограмм. Отметим, что ранее стоимость строительства этого завода оценивалась на уровне 1,99 млрд рублей.

Напомним, что биотопливо производится как из пищевого сырья, так из прочей биомассы. На основе сахарного тростника, зерна, свеклы и кукурузы производится биоэтанол, тогда как из растительных масел и животных жиров вырабатывают биодизель. Из целлюлозы, а также соломы, травы, опилок и прочей биомассы также вырабатывается этанол, добавление которого в бензин способствует его более полному сгоранию и уменьшению выброса окиси углерода на 30%. Такая смесь (E10) используется в США более 25 лет. При этом в США и Европе многие автопроизводители давно продвигают на рынок автомобили использующие биоэтанол и биодизель (В7). Правда, непищевой биоэтанол пока более дорогостоящий.

Всего в США в настоящий момент работает 134 завода по производству биоэтанола, которые в 2007 году произвели более 20 миллионов тонн. В 2008 году велось строительство и расширение производства на 77 заводах, а производство биоэтанола выросло на 15 млн тонн. В Европе законодательно приняты нормы, согласно которым доля используемого биотоплива должна к 2010 году увеличиться до 5,75%. Как отметил президент Российской национальной биотопливной ассоциации Алексей Аблаев, в мире сейчас реализуется более 60 проектов по строительству заводов по производству биотоплива. Например, в проект строительства завода в Канзасе по производству биоэтанола из соломы мощностью 34 тысячи тонн инвесторы вкладывают 76 млн долларов. В среднем запуск такого производства в США сейчас обходится в 70 млн долларов, что вполне сопоставимо сравнимо с предполагающимися затратами на алтайский проект.

Как напомнил Алексей Аблаев, Советский Союз был пионером в области производства биотоплива. В конце 60-х годов в СССР впервые в мире были созданы промышленные производства биотоплив из биомассы (биоводород, биометан, биобутанол, биоацетон и биоэтанол), однако из-за снижения цен на нефть в 80-е-90-е годы производство биорастворителей стало неконкурентоспособным сравнительно с бензинами.

Технологически освоенный российскими предприятиями биобутанол на Западе рассматривается как перспективный вид биотоплива нового поколения. Во-первых, его энергетическая ценность ближе к таковой у бензина и он может добавляться к обычному бензину или бензину, содержащему этанол, в более высоких концентрациях чем последний без переделки двигателя (в перспективных разработках до 16% от объема бензина). Во-вторых, его продажа потребителям может опираться на уже существующую заправочную инфраструктуру.

Всего в России действовало примерно 40 заводов, которые производят биоэтанол, в том числе и из древесных отходов, который в основном используется в качестве сырьевого компонента для изготовления каучуков. Но ни один из них не производит моторное топливо. "Кировский биохимический завод, вырабатывающий биоэтанол, успешно функционирует более 35 лет. И это, и аналогичное производства могли бы успешно работать и на топливный рынок, но до сих пор по ряду причин этого не происходит", - заявил Алексей Аблаев.

По его словам, тот факт, что финансирование проекта на Алтае осуществляется при поддержке Европейского банка реконструкции и развития, является в условиях кризиса надежной финансовой основой его завершения. Однако это не снимает проблему дальнейшей финансовой состоятельности проекта, окупаемости которого препятствует несовершенство законодательства, приравнивающего биотопливо к спирту. Поэтому, по мнению эксперта, требуется законодательно выделить биотопливо как отдельный вид топлива с тем, чтобы оно не подпадало под действие федерального закона об обороте этилового спирта.

Отметим также, что безакцизный экспорт российского биоэтанола разрешен на Запад и в Японию, но внутренний рынок этого топлива в стране и соседних странах СНГ пока не развит. Например, в граничащем с Алтаем Казахстане костанайское ТОО "Содружество" недавно отказалось от производства биодизеля из рапса. Основной причиной закрытия проекта мощностью 12 тысяч тонн послужила проблема сбыта биотоплива.

Единственное, с чем не должно возникнуть проблем - это сырье. По данным краевого управления лесами, на Алтае ежегодно добывается 3 млн кубометров древесины, и из-за неразвитости глубокой переработки 60% древесины остается гнить. По словам Александра Цехановича, для производства запланированных объемов биоэтанола потребуется 650 тысяч кубометров древесины в год. При этом будет использоваться и товарный, и буреломный, и сухостойный лес, что обеспечит 100-процентную глубину переработки древесины. После прохождения предполагается засаживать "выкошенные" площади для последующего воспроизводства.

Однако как считает замдиректора ООО "Топливно-энергетический независимый институт" Сергей Ежов, в масштабах страны массовое производство биоэтанола из древесных отходов менее перспективно, чем, например, в Бразилии, где воспроизводства биомассы идет более быстрыми темпами.

В целом, по его мнению, развитие таких производств и технологий в России может быть эффективно только при поддержке государства. Ограничивающим фактором является также наличие больших объемов нефтегазовых ресурсов. "Для нас такие проекты являются менее важными, чем для стран ЕС, США или Японии, которым надо избавляться от нефтегазовой зависимости", - считает эксперт.

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 11
Кундуз

16.03.2009 10:25

Мы вновь плетемся за США, хотя могли бы вырваться вперед. Причина того, что США срочно стали рекламировать биотопливо и строить для его производства заводы в крахмале. Дело втом, что пять лет назад Европа в полном составе отказалась от американского крахмала. Ричина - он изготовлялся из генномодефицированной кукурузы. Европа больше таким продуктом не захотела травиться. В США возник вопрос "Куда девать кукрузу?" Вот и появилась идея гнать из нее дряный самогон и заправлять им автомобили. Мы, в отличии от Европы, продолжаем жрать американский крахмал, так как из необходимых нам 2 млн тонн производим всего 40 тыс. тонн. Кстати, кукурузный крахмал относится к очень низким сортам. Самый качественный крахмал производят из картофеля. Правобережье Оби в Алтайском крае отличное место доля выращивания картошки. В свое время мировой рекор урожайности данной культуры был поставлен в Кемеровской области - более 1000 центнеров с гектара. Кроме того, на Алтае есть научная база и масса заброшенных заводов, на чьих площадях можно быстро развернуть производство. Кроме того, крахмал дает возможность производить сладости, менее опасные, чем из свекольного и тростникового сахара.
емеля

16.03.2009 10:31

Полагаю, эта концепция уже устарела для Америки, Европы и Японии. Уже придумана более интересная и намного более дешевая вешь. Для энергетической сверхдержавы это означает одно - экономический крах в самое ближайшее время.
Алексей

16.03.2009 10:32

В правительстве прохладно оценен проект "Алтайское приобье" изначально господин Зубков после доклада губернатора по данному инвестпроекту предлагал формулировку в документах "принять к сведению" и только протест губернатора,что проделана большая работа привел к смене формулировки на "одобрить" так,что ждать поступлений инвестиций из федерального бюджета думаю зряшное дело и просто обман. Вообще пора срочно переводить регион в режим ручного управления,отказавшись от пиара оставшихся в прошлом заслуг и побед. Край необходимо начинать чувствовать и жить его проблемами,просто архиважно именно важно наладить конструктивный диалог между администрациями разных уровней. Попытка делать краевую администрацию носителем положительного .,а из остальных крайних приводит только к негативу.
эка проблема

16.03.2009 10:37

промышленную площадку планируется расположить в Первомайском районе.поэтому с опилками проблем небудет - леса много арендаторы их поставят, а кто они всем известно!
Заноза

16.03.2009 11:32

Ну совсем тронулись!!!Какая биомасса?Где он этот лес?Я как будто,с пришельцами разговариваю.Трактор здесь надо делать и мотор к нему.ВСЕ!А еще патроны и лекарства.Какое производство в ГОрном?Или туризм,или ничего.Что сделали с Сочи?За это вешать надо.Теперь за наш Алтай взялись.Везде мусор,все отходы в речки сливают.Мы вообще,опомнимся когда-нибудь или нет?
внимательный

16.03.2009 11:50

Инициаторам, есть очень дешёвая технология заводов по биотопливу. Оставьте свои реквизиты
Алексею

16.03.2009 12:23

Ты что, присутствовал на заседании правительства в этот момент? Тебя там не было, не надо строить из себя .... Не знаешь, не трепись
депутат Каралькин

16.03.2009 13:05

Если я чешу в затылке - не беда! В голове моей опилки? Да! Да! Да!!!
Кумандинец

16.03.2009 13:08

"нашего читателя: Алексею". Что ж ты так обижаешься? Пригласят и тебя как-нибудь, продолжай пилить алтайский лес...
Алексею и Кумандинцу

16.03.2009 14:55

Да никакой обиды у читателя на писателя нет. Резонный возникает вопрос, который и задан. Чего табуретки-то перелистывать, коли не в теме и не в курсе? Лишь бы попи*деть, наморща лоб и надув щеки? А насчет текста опубликованного, так что далеко к экспертам ходить, когда в "Паве" вам всю инфу выложат по биотопливу. Ведь они сами собираются завод в Ребрихе строить. Тем более, что "Банкфакс" с ними по рекламе сотрудничает не первый год. Да они с криком любой комментарий выложат, только обратись. Кстати, в комментариях эскпертов так и не увидел каких-либо внятных сомнений по поводу алтайского биоэтанольного проекта. Так, общие рассуждения и замечания в отношении стратегических перспектив и некоторой специфики производства этого энергоносителя в России и мире. В этом контексте производство, добыча и использование любых энергоносителей вызывает множество вопросов, сопряжено с другими проблемами.
емеля

16.03.2009 14:59

Конкретика больших денег стоит. А у вас впереди, как впрочем и у павы - банкротство.
Календарь
/ /
27.04.2024