За последние месяцы в Барнауле и Алтайском крае произошло сразу несколько резонансных преступлений, в которых фигурировали несовершеннолетние – как в роли жертв, так и предполагаемых злоумышленников. Наиболее заметным стал случай, когда в Барнауле группа девочек-подростков надругалась над 11-летней школьницей - его в том числе обсуждали на федеральном уровне. Более того, после инцидента в казанской гимназии, куда 11 мая текущего года пришел 19-летний парень с ружьем и расстрелял детей и сотрудников, некоторые молодые люди в Барнауле посчитали приемлемым «пошутить» в соцсетях, написав посты с угрозами провернуть нечто подобное в местных учебных заведениях. Эксперты отмечают, что в последние годы тяга представителей подрастающего поколения к публичности и известности может переходить разумные границы - вместо развлекательных роликов в условном Tik-Tok они порой демонстрируют шокирующее поведение. Психолог Людмила Слободчикова в разговоре с «Банкфаксом» постаралась объяснить, как изменились дети и подростки, что толкает их на совершение серьезных проступков, с какими психологическими проблемами они чаще всего сталкиваются и могут ли родители и педагоги найти с ними общий язык.
- Людмила Валентиновна, если сравнивать с началом вашей деятельности как психолога, то сейчас родители чаще стали приводить детей на прием? С чем это связано?
- Да, количество обращений увеличилось, изменилась направленность вопросов. И раньше, и сегодня это неуспеваемость или конфликты в отношениях, но изменилось содержание: круг, включенность, последствия – все стало совсем по-другому. Я, например, не помню, чтобы еще 10 лет назад ко мне приходили родители учеников 1-2 класса с тем, что у них не складываются отношения с педагогом, что учитель задает травлю ребенка в классе. А в этом году у меня таких ситуаций было уже не одна и не две.
Я много работаю с подростками, с их проблемами. В этом году опять пошли случаи самоповреждения, селфхарма. У нас на протяжении полутора лет было снижение в этой сфере, а с весны опять пошел рост. Если говорить о причинах, то всегда в первую очередь смотрим семью - нет ли конфликтов с родителями, смотрим учебу, внешкольную деятельность, взаимоотношения со сверстниками. На сегодняшний день к этому добавились конфликты в Сети, включенность в некие группы и сообщества деструктивного характера. 3-4 года назад были группы «Синий кит», мы очень много работали по этой теме с детьми, подростками, родителями, школами. Сейчас их нет, но подростки, которые приходят ко мне с критическими инцидентами, девиантным поведением - попытки суицида, самоповреждения, конфликты и проблемы отношений - отмечают, что у них есть друзья, с которыми они общаются об этом в Сети, обмениваются информацией. Например, в апреле мне подросток показал ссылку на Google Диск, которую получил от друга. Я ее открыла – а там лежит пособие, как совершить суицид безболезненно. Целый фолиант, да притом настолько подробный… Часто выясняется, что на поступки, поведение подростков повлиял в том числе обмен подобной информацией. Они ее читают, изучают, а затем примеряют «кафтанчик» на себя.
Сегодня, к слову, подростки сами себе часто ставят диагнозы. Они у нас такие продвинутые. Поэтому я поднимаю тему ограничения информационных потоков, вредоносной информации для детей и подростков. Они ведь не в состоянии ее правильно переработать, освоить и верно среагировать. Приходят ко мне и говорят: у меня депрессия, у меня фобия, у меня вот то и вот это. Почему так решили? Читали, друзья сказали или родители, учителя или просто «потому что». Сегодняшние подростки не такие, как были 15-20 лет назад, они сильнее погружены во взрослую жизнь, очень хорошо знакомы со взрослыми проблемами.
Я бы еще добавила проблему порнографии, с которой дети начинают знакомиться очень рано, а также проблему нетрадиционной сексуальной ориентации. Еще лет семь назад эта проблема встречалась крайне редко. А сегодня этих случаев довольно много. Родители приходят в шоке и рассказывают, как им дочь заявила, что она «по девочкам». Или 11-летний подросток на занятии говорит, что хотел бы, чтобы его изнасиловали. Откуда это все взялось? Это ведь не внутренние позывы, не осознание того, что он «другой», это желание подражать. Этот вектор для молодежи задают СМИ.
Или, например, приходят мама с бабушкой в шоке – их расчудесная девочка посмотрела порно, нарисовала это и им показала. Они не знают, что делать. А что делать? Не гнать волну. Не проявлять сильного интереса к этой теме, поскольку такое внимание – это сигнал для ребенка, что она какая-то не такая, что-то здесь не так. И этот интерес закрепляется. А если не акцентировать на этом внимание, то у детей младшего возраста интерес может ослабнуть сам собой. Запретный плод ведь сладок. Первое, что я спрашиваю у таких родителей: «А у ваших детей установлены программы родительского контроля на компьютерах, на смартфонах?». Отвечают утвердительно где-то 7 % от общей массы.
- Вообще в Барнауле услуга детского и подросткового психолога востребована?
- Это довольно популярно. Скажу так: без работы мы не сидим.
- Насколько часто родители, заметив странности в поведении ребенка, вовремя обращаются к специалисту? Или же они, как правило, ждут, что все это «само пройдет»?
- Я бы разделила родителей на три группы. Есть такие, которые самостоятельно и своевременно обращаются, в том числе в профилактических целях: «Вот у нас пошли какие-то изменения, мы на пороге подросткового возраста, посмотрите, посоветуйте». Это замечательно. Есть группа родителей, которые приходят к психологу по рекомендации: «Нам учитель сказал идти к психологу». А третьи приходят и говорят: «Наш ребенок давно просился к психологу, и вот мы пришли». И выясняется, что к специалисту он просился полгода, год или вообще два года назад. Таких, как правило, больше всех. Родители очень часто не воспринимают просьбу ребенка об обращении к психологу всерьез. Они считают, что это все ерунда, несерьезно, надуманно и вообще поход к специалисту – это вытягивание денег.
- Многие ли, как вы выразились, «гонят волну» и приходят без какой-либо веской причины?
- Такие есть, их около 15-30 %. Они, как правило, приходят с профилактической целью. Есть такое явление, как родительский невроз, когда взрослые все изменения в подростке воспринимают очень болезненно и бьют тревогу, что у них что-то не так. Беседую, наблюдаю, провожу диагностику, и если это связанно с подростковыми кризисами, взрослением, то провожу беседу, рассказываю об особенностях кризисов, о том, как реагировать родителям, чего ждать и т.д.
- Как часто приходят с по-настоящему проблемными детьми и подростками, состоящими на учете, совершившими правонарушение или же преступление?
- Такие приходят, но их мало. Это дети, которые стоят на учете в ПДН, КДНиЗП (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав – прим. ред. ИА «Банкфакс»).
- Почему их не много?
- Потому что на детей, которые стоят на этих видах учета, я так полагаю, обязательно составляется межведомственная программа профилактической работы. С ними, скорее всего, работает соцзащита, школа и здравоохранение. А ко мне идут те, кто от этой помощи либо отказался, либо считает ее недостаточной.
- Они чем-то кардинально отличаются от других детей?
- Нет, ярких отличий нет, если не присовокупляются психиатрические проблемы. Тогда поведенческие реакции становятся ярче, своеобразнее, последствия серьезнее и разрушительнее.
Это почти всегда один и тот же комплекс психологических проблем: самооценка, скорее всего, заниженная, сниженная критичность, слабая социализация из-за недостаточно сформированного социального, психологического интеллекта, логического мышления.
Такие дети выделяются именно своими поступками. Просто кто-то влипает в ситуации, а кто-то нет. Например, у ребенка незрелость, импульсивность, несформированные самооценка, критичность. Кто-то из-за этого просто опаздывает на уроки или прогуливает школу, болтает во время занятий. А кто-то по тем же причинам устроил драку, в результате которой пострадал ребенок. Родители и педагоги, разумеется, не оставляют этот факт без внимания, включается определенный механизм и ребенок попадает в группу нарушителей.
- В России за последние годы произошло несколько громких инцидентов, когда подростки и молодые люди устраивали бойни в школах, как с применением огнестрельного оружия, так и того, что было под рукой. Почему раньше можно найти только единичные упоминания о таких случаях, а сейчас их будто бы стало гораздо больше?
- Их действительно стало больше. 11 случаев где-то за последние три года. 10 нападений на школы и одно нападение на колледж. Я очень доверяю аналитике уполномоченного по правам ребенка в Алтайском крае Ольги Казанцевой – мы с ней ранее довольно плотно сотрудничали. Из ее информации выходит, что молодые люди, которые совершали эти преступления, нуждались в помощи психиатра, но получали ее далеко не все.
Я, как психолог, абсолютно согласна с тем, что дети с девиантным поведением нуждаются в такой работе. Таких я всегда направляю на консультацию к психиатру, потому что крайне сложно выделить пограничное состояние между нормой и патологией. Здесь главное не упустить. Если доктор говорит, что это возрастные изменения, ситуативные проявления, стрессы – то тут все понятно, ничего страшного нет. А часто оказывается так, что это действительно случай из области психиатрии. В прошлом году летом я отправила к психиатру четырех подростков, и всем четверым поставили диагноз.
- У этого роста есть причины?
- Мы живем в социуме, идет урбанизация. Эта скученность населения в одной точке – благодатная среда для таких процессов. Кроме того, меняется социально-экономическая ситуация, и она становится не очень благоприятной. Возьмем период пандемии: ограничение контактов, возможностей. Для интровертов в этом ничего страшного нет, а для экстравертов, которые привыкли получать впечатления, общаться, куда-то выходить, это серьезное испытание. У детей в подростковом возрасте базовая потребность – как раз общение со сверстниками. Если прямого общения у нас нет, то мы выходим в Сеть и там находим того, кого находим. Если ребенок выходит на улицу, то родители спрашивают у него, куда он идет, требуют не ходить туда-то и не общаться с тем-то. Есть ограничения и по комендантскому часу. А какие ограничения в Сети? Да практически никаких. Наши подростки там «гуляют», находят новых друзей, и часто это люди с девиантным поведением. Нерегламентированное общение в Интернете дает нашим подросткам как плюсы в развитии, так и большое количество минусов. Ну, когда бы наши подростки из Алтайского края без Интернета узнали, что произошло в Америке 22 года назад или что произошло в Казани в этом году? Безусловно, рано или поздно все равно бы узнали, но без таких подробностей.
- Помимо необходимости в помощи психиатра у «колумбайнеров» можно выявить какие-то общие черты?
- Почти все они находились в подростковом возрасте, для которого есть определенные закономерности. Это, в первую очередь, создание кумиров. Кто сегодня у нас демонстрирует свои успехи, и какие успехи демонстрируются? Вот им дети и подражают: нужно быстро заработать, быстро показать, нужно себя каким-то образом заявить. Стремление стать известным, выделиться из толпы – это общая черта.
Во-вторых, практически все эти подростки имели конфликты со сверстниками, либо между ними вообще не было никаких отношений. Им было необходимо реализовать базовую потребность в общении и признании. У них можно отметить огромное желание привлечь к себе внимание, проявить себя. Ну, и, наверное, это эмоции: обида, разочарование: «Меня не принимают, меня не поддерживают». Поэтому они шли наказывать. У многих из них были черты мании величия. Почему? Они не шли к людям, которые были бы равны с ними по силам, по статусу. Они шли к беззащитным, к более слабым, к тем, кто младше них, кто не может оказать сопротивление. Ни один из них ведь не пошел в спортивную секцию, где им бы наваляли, и дело с концом. У всех были непростые отношения с родителями и в семьях – конфликты, неуважение, пренебрежение нуждами, жестокое обращение.
- Если бы эти сигналы в их поведении заметили ранее, то ситуацию как-то можно было бы пустить по иному сценарию?
- Если бы был комплексный подход и своевременное выявление, то, скорее всего, эти случаи бы не произошли, или их стало бы не 11, а два, например.
- В Барнауле за последние пару месяцев тоже была пара моментов «на грани» - ученики в соцсетях грозились устроить теракты в школах, причем как раз после того, как СМИ «накручивали» взрослых и обсуждали мельчайшие детали произошедших трагедий. Один обещал устроить взрыв, второй – просто устроить «мясо», при том, что у его отчима дома хранилось огнестрельное оружие. Оба юноши утверждают, что только шутили. Что толкает подростков и молодых людей на такие шутки?
- У этих детей абсолютно точно не развит социальный интеллект, то есть понимание мотивов, содержания поступков и последствий от них. По сути, какой был мотив? Прославиться, наказать, напугать. Но думали ли они о последствиях своих заявлений, что их в итоге настигнет ответственность? Нет, до этого момента они не «заглядывают».
- Насколько серьезно стоит расценивать такие угрозы?
Однозначно считаю, что всем заявлениям подростков о различных намерениях – совершить преступление, суицид и так далее - нужно уделять внимание. Но я категорически против публичности, когда такие случаи вытаскивают на обсуждение и раздувают. Существует, к примеру, эффект Вертера, то есть эффект подражания. Как только совершается суицид и это мелькает в СМИ, обязательно будет 2-3 случая подражания в ближайшее время. Может, это сделают не подростки, а взрослые, но это будет.
Что происходит в случаях, о которых мы говорим? Попасть в СМИ – это престижно: раз обо мне говорят, значит, я стал знаменитым, у меня меняется статус. Когда эти случаи начинают обсуждать, то подростки с неустойчивой психикой, нереализованными амбициями, низкой самооценкой, психическими заболеваниями – а таких до 70 % - принимают их как инструкцию к действию.
- Но замалчивать ведь тоже не выход.
- Говорить нужно, но грамотно, дабы не давать эту инструкцию к действию. В последнее время много родителей первоклассников, второклассников обращаются ко мне с тем, что дети бросаются на них с ножами, с ножницами. В прошлом году даже 14-летний мальчишка ножом ранил отца. Дети просто не могут контролировать себя, особенно из той проблемной группы, которую я описала выше. Они склонны к подражанию именно из-за этого. Сидят они в «стрелялках» часами, а потом в жизни ведут себя так же. Поэтому СМИ нужно быть аккуратными и не провоцировать.
- После случая в Казани некоторые учебные заведения страны даже потребовали от учителей мониторить соцсети своих подопечных. Насколько эта мера адекватна, к чему она может привести?
- Эту тему поднимают не в первый раз. Для педагогов это нереальная нагрузка – у них нет на это ни времени, ни ресурсов. Но ведь рядом с ребенком постоянно находятся родители, и именно они несут за него ответственность. Именно они должны знать, что происходит. Я часто прошу детей и подростков показать их страницы в соцсетях, чтобы увидеть общий фон, направленность. Мониторинг нужен, но в первую очередь этим должны заниматься родители. Кроме того, у нас есть специальные службы, которые все это отслеживают. Пусть этим занимаются специалисты. Если учитель случайно увидел – да, он должен реагировать, но специально этим заниматься - неправильно.
- Как можно следить за страницей ненавязчиво, не привлекая внимания?
- Это сложная тема. Я рассуждаю так: кто дает ребенку инструмент в руки? Родители. И когда они дают его своему чаду в первый раз лет в 5-9, то нужно сразу же поставить программы родительского контроля, договориться о правилах: все соцсети и аккаунты регистрируются на телефон и почту родителей. Это правило должно работать достаточно долго. Тогда все оповещения приходят на телефон к взрослым, и они могут фильтровать контакты сына или дочери. Идеальный вариант - когда родители в друзьях у ребенка. На это можно надеяться лет до 10. В 13-14 дети уже закрываются и не допускают их. Здесь уже нужно договариваться, поддерживать интересы подростка. Недавно была ситуация: отец работал с гаджетом, увидел список музыки у дочери, а в нем песни с нецензурными словами. Родители запаниковали. Но это нормально - социализация идет, ребенок осваивает взрослый мир, мы его не можем поместить в стерильные условия. С ним просто нужно говорить. Девочка объяснила, что нецензурную лексику она знает, но не использует. Ей нравится мелодия, энергетика, посыл песни, но она же ее не распевает, не матерится. Вопрос в другом: почему эти песни находятся в открытом доступе?
- Продолжая разговор о подростковой жестокости. Недавно в Барнауле был случай, когда 11-летнюю девочку избили другие школьницы, а затем надругались над ней. Быть может, вы обсуждали с коллегами этот инцидент, что могло стать причиной такого поведения?
- Я бы несколько версий выдвинула. Первое – это жажда популярности. Они же снимали ролик, затем его распространяли. Зачем? Чтобы показать, какие они крутые, как они могут. Второй момент, который возник не вчера и не позавчера, – это склонность к агрессии, стремлению доминировать, отсутствию контроля социальных границ, эмпатии, толерантности. И это область психиатрии и специальной психологии. Следующий очень важный момент – взаимоотношения в семье. Многие родители не разводят понятия жестокого и строгого воспитания. Если они позволяют насилие в семье, то девочки могли научиться этому именно там.
- Почему дошло именно до насильственных действий сексуального характера?
- Это связано с тем, что все запретное сейчас стало доступным и престижным. К сожалению, идет потеря нравственности, этических границ. Личное, интимное становится общественным. Подростки крайне рано знакомятся со взрослой жизнью, и считают, что раз что-то такое смотрят на экранах телевизоров, в Сетях, то это дозволено. Поэтому информационные потоки и нужно ограничивать для детей.
- Девочки утверждают, что пострадавшая была для них изгоем, объектом для травли. Наличие такого человека – это правило для детского коллектива?
- Это не правило. Есть психолого-педагогические технологии, которые мы, к сожалению, сейчас постепенно теряем. Это я говорю как методист, как психолог, который работал в Министерстве образования АК, в АКИПРО (Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования – прим. ред. ИА «Банкфакс»). Как это должно быть? В школе есть периоды, когда формируется коллектив, которые требуют особого внимания педагогов: первый класс, пятый класс, 10 класс. Здесь устанавливаются ролевые позиции: лидеры, предпочитаемые, отвергаемые и изгои. Если кого-то травят, то первым должен отреагировать классный руководитель. Он должен провести работу по формированию коллектива и по изменению позиций детей, помочь изгоям стать признанными и показать другим детям какие-то их положительные качества. Не может освоить программу? Зато он добрый, трудолюбивый. Но, к сожалению, эта работа в школе сейчас почти не ведется. В приоритете флэш-мобы и другие формы публичности. Дети с проблемами взаимоотношений, стеснительные, отвергаемые эти мероприятия избегают или их и не приглашают к участию. Если ситуация в классе не меняется в течение 2-3 недель, то взрослым нужно помочь ребенку поменять его место – сдружиться с 2-3 родителями, найти группу поддержки для ребенка – с кем ему интересно, с кем бы он хотел играть и дружить.
- Не эти ли изгои в перспективе могут стать «колумбайнерами»?
- Однозначно да. Это ребята, у которых не сложились отношения со сверстниками, у которых не реализована базовая потребность в общении, в признании. Если для ребенка до 7-8 лет главное – это родители, то у подростков главные сверстники. И если он среди сверстников не признан – это трагедия для него.
- Возможно ли для пострадавшей полностью реабилитироваться после произошедшего?
- Будем надеяться, что восстановится она полностью. Переключение, выход из ситуации стресса, травмирования, насыщение жизни новыми позитивными ощущениями, которые перекроют старые – это правильная тактика, которая сейчас реализуется.
- Старшей из злоумышленниц всего 14 лет, но ей грозит реальное заключение. Тем участникам избиения, кто не достиг возраста ответственности, «светят» специализированные учреждения закрытого типа. Исходя из вашей практики, такие меры реально работают на перевоспитание?
- Будем надеяться, что они изменятся. Я была в нашей закрытой школе для мальчиков в Камне-на-Оби. Там небольшое количество детей и много специалистов – психологов, воспитателей, которые с ними постоянно работают. Все это находится под контролем, и, конечно же, идет формирование иной системы ценностей, иных приоритетов деятельности и т.д.
Но эти девочки в любом случае не должны оставаться безнаказанными. Это к вопросу о том, что подростки учатся на чужих ошибках. Критический опыт других сверстников останавливает.
- Вообще, какова роль различных властных структур в работе с такими трудными подростками? Существующая система реально может помочь и перевоспитать?
- Это все очень индивидуально. Если программа работы выстроена правильно, и специалисты работают грамотно, то можно рассчитывать на положительный результат. А если прописаны посещение мероприятий и беседы о нарушении законов и правилах поведения… Если мы будем только показывать и рассказывать, без проведения тренингов, решения проблемных ситуаций и кейсов, то у подростка не будет реального опыта, не сформируются умения, навыки, ключевые компетенции в области коммуникаций и осознанности. Серьезных результатов в таком случае ожидать не стоит.
- Участие в различных субкультурах – это следствие антисоциального поведения детей?
- Я бы не сказала, что это следствие. Это закономерность взросления. Всегда подростки пробовали, пробуют и будут пробовать себя. Это формирование мировоззрения, поиск личных границ, поиск своего места в мире. Вопрос в том, к каким субкультурам дети прикоснутся. Это все тот же процесс социализации. Мы не можем посадить ребенка в стерильные условия, ему нужно осваивать мир.
К примеру, фрики с их оригинальным образом и способом предъявления себя. Буквально вчера была консультация. Девочка просит родителей разрешить ей покрасить волосы в розовый и зеленый. Те в шоке. Я же считаю, что не нужно падать в обморок, не нужно все запрещать, пусть пробуют, но в той мере, которая не нанесет вреда жизни и здоровью. Ну что такое цвет волос? Да пусть красит. Но с условием, что к 1 сентября она возвращает нормальный цвет.
- Молодежные субкультуры часто придерживаются деструктивной идеологии. Это закономерность или просто в поле зрения общественности попадают именно такие?
- Чаще всего я встречаюсь с готами, они сейчас самые распространенные. Им подростки нередко подражают - через одежду, через макияж. Но за этим ничего серьезного не стоит, это не глубинное изменение мировоззрения и философских взглядов. Также с ЛГБТ я стала встречаться гораздо чаще. Я их рассматриваю как субкультуру, хотя, может быть, это и не совсем правильно. Эта культура уже несет деструктивные последствия. Они ведь отвергают традиционную семью, уклад жизни. Часто это просто шоу, чтобы привлечь к себе внимание. Ради популярности подростки могут иногда делать очень непопулярные вещи.
- К вопросу о взаимодействии учеников с учителями. Например, в барнаульском лицее № 86 педагога привлекли к дисциплинарной ответственности за оскорбительные реплики в отношении детей. С другой стороны, недавно громко обсуждалось видео, в котором ученик таганрогской школы прямо посреди урока вышел к учителю, матом высказывал угрозы, а та не могла ничего ответить. Существует какой-то простой рецепт, чтобы уравновесить эту ситуацию – с одной стороны, защитить учеников от агрессии, а с другой – дать педагогам разумные инструменты воздействия на наглецов?
- Тема сложнейшая. Я бы сказала, что она о деградации общества как такового. Это же банальное хамство. В случае с учителями все регулируется просто этическим кодексом. Знаю, что в Алтайском крае над ним работали, в учреждениях, бывает, принимают свои корпоративные кодексы. Профессия педагога предполагает много требований, и этичное общение - одно из них. Ну не может учитель разговаривать со школьником на бытовом уровне. Он должен задавать уровень культуры и знаний. Если это не так, и преподаватель нарушает кодекс – на это должна реагировать школьная администрация.
Что касается детей. В первую очередь их должны воспитывать родители, именно они ответственны за это. Если ребенок ведет себя неправильно, мы работаем с ними. Я рекомендую сразу расставлять рамки в коллективе - создали класс, и на первом же собрании обозначали правила: у нас никто никого не оскорбляет, никто ни на кого не повышает голос и т.д. Правила принимают и дети, и родители, а затем стремятся их выполнять.
К сожалению, культурный уровень населения сейчас невысок. Взрослые сами трехэтажным матом иногда общаются в родительских чатах. Что с этим делать? Ситуация неоднозначная. Если человек не понимает разницу между кухней и чатом класса, то о чем с ним еще говорить, как на него воздействовать? Поэтому первоочередные вопросы здесь должны быть к семье, и педагог может воздействовать на ребенка только через родителей и систему воспитания.
- Вообще современная система образования в России нацелена на воспитание, или же просто формально готовит ребенка к экзамену?
- Сегодня – да, она нацелена на воспитание. Были внесены изменения в законодательство, и в школе задачи воспитания опять поставили в приоритет. Но мы ведь все это уже почти потеряли, а восстановить или создать новое – на это нужно время. Есть школы, в которых традиции сохранили, в основном, за счет старого педсостава. А если коллектив молодой? Там совсем другие подходы.
- Появление школьных психологов снимает проблему воспитательного процесса? Чем они должны заниматься, и чем занимаются на практике?
- Про школьных психологов я могу рассказать практически все. В Министерстве образования я пять лет курировала эту тему. Психологи вводились, чтобы помочь детям в решении проблем обучения. Например, не получается у ребенка с математикой, и оказывается, что у него вообще не сформирован образ числа, не сформировано представление о пространстве. Специалист должен поработать именно с этим. Он взаимодействует и с классами, в которых не складываются отношения. Но сегодня у нас в школы приходят дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и мы вводим инклюзию. По нормативам на одну ставку психолога приходится что-то около 22-24 детей. А у нас даже далеко не во всех школах есть такая ставка. Приезжаешь в школу, с психологом разговариваешь, а у нее 74 ребенка только с ОВЗ. И она со всеми должна работать в обязательном порядке. А сверх того есть еще и дети инвалиды, которые прошли медико-социальную экспертизу, и у них тоже есть в рекомендациях работа со специалистом. И вот у психолога уже две группы детей. Третья - ученики, которые стоят на различных формах учета. Кроме этого есть же еще и другие дети.
Психологи – это не панацея. Ставка – 36 часов, из которых 18 – работа с детьми, родителями, педагогами, еще 18 часов – с документацией. Например, чтобы выяснить ситуацию нам нужно провести социометрическое исследование в классе. Это целая батарея тестов. На их обработку уходит минимум шесть часов. Или у ребенка проблемы с обучением и нужно провести диагностику познавательной сферы. Это можно провести за 2-3 встречи, а обрабатывать потом намного дольше. Так что когда мы говорим о случаях жестокости, то эти дети могли в зону внимания психолога просто не попасть из-за количества работы. Если в школе 500-600 человек, то каким образом один специалист может выявить таких детей? Он всегда работает по запросу, он не ходит по школе и не высматривает, у кого что. Запрос формируют учителя, родители, администрация школы или сами дети.
- Кто, как правило, приходит работать в эту сферу?
- Разные люди. Иногда это учителя, которые просто имеют специализацию. Они совмещают, и поэтому в школе не полная ставка психолога, а 0,5 или вообще 0,25. Тогда работа ведется только с определенным кругом детей. Зарплата психолога гораздо ниже, чем зарплата учителя, поэтому и текучка большая. Приходят выпускники вузов, долго не задерживаются: нагрузка огромная, как и ожидания от них вкупе с ответственностью. Если пришел психолог, то считается, что все сразу изменится. Но он не бог, он специалист, который работает в комплексе с другими и по запросу. Психологическая работа должна идти на опережение, на превентивные меры.
Беседовал Артем Гуднев
09.06.2021 13:51
09.06.2021 13:55
Интернет ломает детские души и уши, его надо запретить.
И нужно много многодетных детей, и что бы семье не хватало на жизнь. Тогда дети смалолетства будут приучены к труду и обороне. И не будет времени на всякие интернеты и гомосятину.
09.06.2021 14:02
Кто и как этим может и должен заниматься?
В России, где девиантное поведение у каждого второго по четным и каждого третьего по нечетным дням, этим заниматься некому. И нет такой задачи от государства.
Государство в лице чиновников решают , причём успешно, прикладные задачи личного обогащения.
А вы дети дети. Сами вырастут, сильнее будут, но психованнее. Так кого в России этим можно удивить или огорчить? Мы такие. Мы русские с нами бог.
А вообще конечно шиндец с системой детского образования и воспитания. Будущего у страны нет иначе чем стать частью части цивилизованный страны какой. Или нескольких
09.06.2021 14:04
09.06.2021 15:23
09.06.2021 15:29
Ты сам, что ли, умный? Не послать ли тебя пятистопным ямбом ум-разум искать?
Нормальное интервью. Нормальной опытной женщины-педагога. Похоже - впечатление моё - профессионала. А тут сразу: "дура".... Хм...
Я бы вот прописал 25 плетей для острастки местным комментаторам. На мой вкус, отлично воспитывает!
09.06.2021 16:16
---------------------------------
Вот видите, любезные, что практически ничего не изменилось со времен моего трудного и безрадостного детства, когда меня избивали, чморили, мочились на меня и даже изнасиловали в извращенном виде в раздевалке на физ-ре за то, что я бегал ябедничать к директору школы!(( Тем более, что с самого детства я страдаю стойким энурезом, который продолжается у меня до сих пор (а мне уже скоро на пенсию, если великий и мудрый ВВП меня отпустит на неё, и не поднимет еще на пять лет пенсионный возраст). Так вот из-за него (энуреза, а не Путина, дурачье гузноголовое!) меня не взяли в армию, и я не смог женится до сих пор, а женится на такой же, с энурезом, я просто брезгую)) А еще в детстве, в пионерлагере мне в обоссанную кровать по ночам подбрасывали лягушек и ужей, отчего от страха я стал еще и заикаться(( Но когда в туалете на физре, где меня чморили, я ударился головой об унитаз, то энурез и заикание сразу после этого прошли)) И я не вру, любезные, подобный случай, правда со слепотой, недавно произошел, мужик тоже ударился головой об машину, потом об асфальт и прозрел, почти как я)) Но потом, когда меня изнасиловали старшеклассники за то, что я бегал ябедничать к директору школы, энурез возобновился с новой силой, хотя уже без заикания, и продолжается до сих пор (хотя я уже потом специально много раз бился головой об унитаз, но это уже не помогало!). Так вот, любезные, поэтому я и стебаюсь тут над вами, скудоумными пердуханцами и канализационными животными, чтобы компенсировать страдания и унижения в детстве!))
09.06.2021 16:18
09.06.2021 16:22
Скучно от твоего заикания на БФ.
Все таки мощь витальная в разнообразии бытия, а не в примитивном сочинении выдуманных историй.
Скучно с тобой.
Тебя даже Санта бортанула....
09.06.2021 16:25
09.06.2021 16:46
09.06.2021 16:49
А что такое "традиционная семья"? Папа алкаш, а мама убивает и выносит в мусорный контейнер нежелательного ребёнка? А традиционный уклад жизни - "Домострой"? Какие "деструктивные последствия"? Дети из нетрадиционных семей в подавляющем большинстве воспитаны и гетересексуальны. Говорят об этом - значит осознали свою сексуальность во время и приняли её. И не делают несчастными женщин, на которых ранее женились "для прикрытия".
А уж её заявление: «Ради популярности подростки могут иногда делать очень непопулярные вещи,» - за гранью добра и зла. Даже представить невозможно, чтобы, учитывая нашу дремучую гомофобность, мальчик «для популярности» объявил себя гомосеком.
Вывод - это дремучая шарлатанка, а не психолог.
09.06.2021 17:17
09.06.2021 17:23
Просто Я
"Даже представить невозможно, чтобы, учитывая нашу дремучую гомофобность, мальчик «для популярности» объявил себя гомосеком."
Не знаешь - не утверждай!
Очень даже можно. У нас в школе девчонки сыграли лесбийскую свадьбу, чтобы привлечь внимание и быть популярными
09.06.2021 17:33
09.06.2021 18:04
это был я.
легче тебе?
09.06.2021 18:43:26
09.06.2021 20:39:46
09.06.2021 21:24
Ну ты же страшная как атомная война. И толстая как колода. Старая к тому же. Пусть и обидно тебе это читать. Но ведь сие есьм правда.
А была бы краска, разве пелы бы ты на БФ про измерения и уровни духовности? Вряд ли.
Ты бы со мной шалила. В койке....
А так....
Несешь чушь.
Жалко тебя.
09.06.2021 22:19:08
09.06.2021 22:23
Дак я влегкую тебя излечу. Если ты женщина, то это лаской. Если мужик, так плетью.
09.06.2021 22:55
10.06.2021 09:04
10.06.2021 10:51
10.06.2021 11:50
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря,
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы,
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
«На что мне тебя? — отвечает младая чинара, —
Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».
11.06.2021 15:01
Когда в нете анонов не будет, тогда будет вполовину меньше проблем.
Остальное тоже решаемо.
Точка
11.06.2021 15:03
"-Бэрримор, что за шум на улице?
-Бэрримор, что за шум на улице?
-Гей-парад, сэр!
-А зачем он ?
-Требуют однополой любви, сэр.
-А им запрещают?
-Нет, сэр.
-Тогда почему они шумят ?
-Питарасы,сэр."
11.06.2021 15:32
Нужно сделать, как минимум, два шага по наведению порядка. Первое, вернуть лучшие традиции царских гимназий и советских школ, где учитель имел принципиально иной статус. Учитель был главным в школе, и если он перед кем и держал отчет, то только перед своими коллегами-учителями, но не перед родителями и учениками. И второе. Надо создать по всей России школы-интернаты, куда принудительно направить всех школьных "отморозков". Такие воспитательные учреждения сегодня крайне необходымы. С их появлением в обычных школах воцарится должный порядок, и одновременно будет больше шансов перевоспитать такого "отоморозка" в условиях школы-интерната. Нельзя гниль хранить в погребе. Иначе сгниет весь картофель. Это аксиома!
11.06.2021 15:41
Соглашусь.
Вопрос, выполнимо ли то, что ты предлагаешь? Здесь без политической воли не обойтись.
11.06.2021 16:12
11.06.2021 17:09
11.06.2021 18:10
Вот Гитлер, например, чтобы отвлечь молодежь от ненужных сексуальных сооблазнов, советовал больше заниматься физкультурой и спортом. Гитлер, безусловно, подлец, но данный его совет очень верный.
11.06.2021 19:54:35
11.06.2021 20:18
Точка
11.06.2021 20:20
Дебилы при правильном воспитании это ценные члены социума
Точка
11.06.2021 20:29
корреляция это статистически значимая связь. выучи это и не смеши людей
Точка
11.06.2021 20:31
Вообще именно зоны рассадник ЛГБТ
11.06.2021 21:31
11.06.2021 21:46
Вот же придурок чучханутый
Точка
11.06.2021 21:53
Ты еще предложи тех кто с программой Занкова дебильной в начальных классах не справляется в интернаты сдавать. Ну дуро ты ж дурой. Нету сейчас образования а есть система ЕГЭ.
Во всем мире принята точка зрения что обучение должно соответствовать способностям, не зря же появилась афрамериканская математика. И классы коррекции с задачей дачи возможных знаний вполне себе справлялись.
11.06.2021 22:15
Он мне понравился.
Мужик честный. Надо поддержать.
11.06.2021 22:20
Точка
12.06.2021 09:53
12.06.2021 10:20
12.06.2021 11:22
12.06.2021 11:43
12.06.2021 15:28
12.06.2021 16:25
Кого там драть?
12.06.2021 20:35
12.06.2021 21:14
13.06.2021 01:21
13.06.2021 08:19
Ты же хочешь весь социум в колонию засунуть. Корреляционный ты наш.
.
13.06.2021 10:39
А про школяров нынешних могу сказать только хорошее. В конце 80-х по городу спокойно пройти было нельзя.
13.06.2021 11:14
13.06.2021 11:26
13.06.2021 12:53
13.06.2021 15:08
13.06.2021 16:58
Аленький ты наш цветочек.
Все эти эксперименты к ничему хорошему не привели.
kuryanovamarina@gmail.com
С любовью. Марина
13.06.2021 17:01
Таких историй, как давайте вместе
У нас с вами не будет
kuryanovamarina@gmail.com
С любовью. Марина
13.06.2021 19:21
13.06.2021 21:21
13.06.2021 21:24
13.06.2021 23:22
Попробуй такую "Фу скатина!"
14.06.2021 12:44
14.06.2021 14:16
Чего так близко к сердцу принимать милую беседу на БФ?
Эх. Язва. На сердитыз воду возят. С детства слышал.
14.06.2021 15:15
Так что ты Фу, тьфу то есть не серчай и не ерничай
Точка
15.06.2021 19:49
21.06.2021 20:58
03.12.2021 07:27
08.08.2022 14:15:38
12.03.2023 01:44